0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Алексеев С.К.   Учебная программа «Студия фотографов-натуралистов».   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III   Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2007 C. 117-132.


учебная программа

«студия фотографов-натуралистов»


С.К. Алексеев

Калужский областной эколого-биологический центр учащихся


Пояснительная записка


Создание условий для дифференциации содержания обучения с одной стороны, и построения индивидуальной образовательной системы для каждого ребенка с другой – основная задача системы дополнительного образования. Программы дополнительного образования эколого-биологической направленности, различные по содержанию и целям, призваны соответствовать интересам учащихся, их выбирающих. Благодаря этому, программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования, не только способствуют формированию учащихся как субъектов образовательной деятельности, способствуют их разностороннему развитию, но и оказывают существенную помощь в выборе будущей профессии. Но основной целью всех этих программ является формирование у учащихся созологического отношения к окружающему миру, к природе своего края. Поскольку лишь формирование созологического императива у наиболее активной части общества создает предпосылки к устойчивому развитию цивилизации.

Программа дополнительного образования учащихся «Школа фотографов-натуралистов» содержит материал о чрезвычайно разностороннем направлении технической, научной и творческой деятельности человека – фотографии. Это направление требует знаний школьных программ по физике, химии. Натуралистическая фотография обязывает знать определенные разделы биологии и экологии. Выбор объекта изучения для данной программы не случаен. Большинство учащихся склонных к творческой деятельности, выбрав для себя, как способ творческой самореализации – фотографию, непроизвольно сталкиваются с необходимостью изучать свойство объектов съемки. При натуралистической фотографии – основной объект, это природа, во всем её многообразии. Без специальных, глубоких знаний природных объектов сложно даже при самом современном фотографическом оборудовании получить адекватное изображение объекта съемки, отражающее его сущность.

Настоящая программа дополнительного образования предусматривает реализацию принципа интеграции научного знания: она включает различные аспекты: история фотографии, химические и физические свойства фотоматериалов, аппаратуры, объективов, свойства света, современные цифровые и программные технологии. Кроме того, помимо технической составляющей фотографии, включены такие дисциплины как композиция, художественное восприятие объекта, психологическое восприятие цвета и формы, обязательно изучение свойств природных объектов.

Научной основой программы является теория И.Я Лернера и М.Н. Скаткина о выделении в содержании образования четырех взаимосвязанных элементов: знаний, умений и навыков (т.е. опыта осуществления известных способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, синтез которых формирует гармонично развитую личность.

Новизна программы. Настоящая программа сочетает в себе наряду с существующими программами по технической и художественной фотографии – современные знания по цифровой фотографии и максимально доминирующий объект изучения – живая природа. Предлагаемая программа - это первая в дополнительном образовании программа, полностью посвященная изучению биологических объектов посредствам фотографии. Научная съемка природы, сочетается с духовным и художественным её восприятием. Реализация программы способствует на основе современных технических средств светописи, максимально приблизить учащихся к духовному, созологическому восприятию окружающего мира.

Данная программа разработана автором на основе собственного многолетнего опыта работы с учащимися по вышеуказанному направлению.

Продолжительность реализации дополнительной образовательной программа «Школа фотографов-натуралистов» - три учебных года.

Объем программы 574 учебных часов. Количество часов занятий в неделю: 4 часа (2 занятия по 2 часа); в первый год 144 часа; по 216 часов на второй и третий года обучения

Программа ориентирована на учащихся 8-11 классов. В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, а также в ходе экскурсионно-полевой практики в лагерях и экспедициях учащиеся не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном курсе физики, химии, биологии и др., но и смогут овладеть навыками профессионального фотографа-натуралиста.

Целью программы является формирование целостного представления о фотографии, как технического средства духовного и научного познания окружающей природы и её роли в жизни человека.


Основные задачи программы:
обучающие:
  • физические, химические и технические средства как материальная основа фотографии;

  • духовно-эмоциональные и композиционные основы фотографии;

  • расширение знаний о многообразии окружающего мира природы;

  • изучение биологических особенностей и экологических связей в мире живой природы;

  • обучение основным техническим методам фотографии и постфотографического процесса;

  • изучение многообразия биологических групп живых организмов и способов их фотосъемки.

развивающие:
  • развитие познавательной активности и интереса учащихся к изучению окружающего мира посредством фотографии;

  • развитие навыков проведения самостоятельной научно-художественной фотосъемки природных объектов в полевых и лабораторных условиях;

  • формирование навыков работы с учебной и научной литературой;

  • развитие способности самостоятельного мышления;

  • развитие навыков сотрудничества на основе работы в коллективе.

воспитательные:
  • воспитание чувства прекрасного при общении с живой природой
  • воспитание созологической культуры, ответственности за состояние природы и бережного к ней отношения;
  • формирование мотивации природоохранной эколого-просветительской деятельности по средством фотографии;
  • профессиональная ориентация учащихся;
  • воспитание коллективизма и чувства ответственности за других.
Условия реализации программы.

Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности; как элективный курс в профильных классах средних общеобразовательных учреждений, во внеклассной работе по предметам экологии и биологии, в школьных лесничествах.

Программа содержит региональный компонент. Отдельные темы могут быть использованы для организации эколого-просветительской и исследовательской работы учащихся. Результаты самостоятельных работ – основа для фотовыставок и фоторепортажей на семинарских занятиях, олимпиадах, научно-практических конференциях учащихся.

Организация работы по программе.

Основной объем теоретических и практических занятий проводится в аудиторных, лабораторных и студийных условиях. Ряд практических работ, составляющих фотопрактикум, выполняется в ходе походов выходного дня; экологических практик, фотоэкспедиций проводимых во время школьных каникул. В полевых условиях также можно провести и некоторые теоретические занятия. Выбор условий проведения занятия зависит от содержания занятия, погодных условий и контингента учащихся.

Работа по программе может быть организована в разновозрастных группах. При этом становится возможном передача знаний более старшими и лучше подготовленными учащимися младшим. Это в немалой степени способствует развитию чувства ответственности за других.

Основные формы деятельности.

  • Лекционные и практические занятия.

  • Занятия в условиях экскурсий, походов выходного дня, фотосессий, экспедиций.

  • Экологические лагеря, полевые практики и школьные экспедиции.

  • Научно-исследовательская и репортажная работа.

  • Участие в фотовыставках, фотоконкурсах, конференциях учащихся.

  • Итоговые зачетные семинары и фотовыставки.


Ожидаемые педагогические результаты:

  • Формирование целостного представления о фотографии.

  • Расширение и углубление содержания экологического и биологического образования по программным школьным предметам (изобразительное искусство, физика, химия, биология, экология).

  • Расширение и углубление знаний учащихся о изобразительном искусстве, разнообразии мира живой природы в результате изучения фотографии.

  • Овладение учащимися навыками фотографии в области биологии и экологии.

  • Профессиональная ориентация учащихся, проявивших интерес и способности к фотографии и биологии.

  • Участие учащихся в фотовыставках, конкурсах, научно-практических конференциях.


Диагностика результативности работы.

Для диагностики результативности работы по программе могут быть применены методы отслеживания как текущих результатов (мотивации, успеваемости, роста познавательного интереса и др.), так и итоговых (интегральных) показателей (количество и уровень выполненных творческих работ, обоснованный выбор профессии, уровень и структура успеваемости за год по разным предметам и др.).

Жесткие нормативы оценки уровня знаний и умений учащихся отсутствуют ввиду того, что данная программа не является обязательным образовательным курсом средней школы. Занятия по ней в учреждениях дополнительного образования носят факультативный (необязательный) характер и являются дополнением к школьным курсам.

Вместе с тем изменение уровня знаний учащихся в результате работы по предлагаемой программе отслеживаются при помощи тестовых заданий. Сформированные умения и навыки учащихся отслеживаются по результатам выполнения зачетных и проектных работ, отчетов по результатам выполнения практических работ и в системе педагогических наблюдений.



Содержание программы

I год обучения

Основы фотографии

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

экскурсии, лагеря

1

История развития фотографии

2

2

-

-

2

Оборудование и материалы для фотографии

8

4

4

-

3

Фотографическое освещение

6

2

4

-

4

Получения фотографий и виды фотосъемки

42

8

14

20

5

Основы композиции

24

6

8

10

6

Объекты съемки и их особенности

4

2

2


7

Редактирование изображения и демонстрация фотографий

6

2

4

-

8

Выездные фотосессии и экспедиции

46


12

34

9

Зачеты

6


6



Итого:

144

26

58

60


  1. История развития фотографии

(2 часа)

Что такое фотография. Составляющие фотографического процесса. Истоки фотографии. Переход от камеры-обскуры к фотоаппарату. Совершенствование негативно-позитивного процесса. Художественная, научная, военная и журналистская фотография. От фотопластинок к фотопленкам. Появление кинокамер и кино. Цифровая революция в фотографии. Цифровое фото, преимущества и недостатки.

  1. Оборудование и материалы для фотографии

(8 часов: 4 теория; 4 практика)

Аппараты для пленочной и пластинчатой фотографии (ППФ). Объективы для пленочных и пластинчатых фотоаппаратов. Оборудование для проявки пленок. Фотоматериалы. Оборудование для фотопечати и проявки фотобумаги. Фотобумага. Современная обработка пленок и фотопечать. Изготовление и демонстрация слайдов. Аппараты для цифровой фотографии (ЦФ). Основные блоки и характеристики цифровых фотоаппаратов. Объективы для ЦФ. Прочие аксессуары для фотографии.

  1. Фотографическое освещение

(6 часов: 2 теория; 4 практика)

Природа света и спектральный состав. Интенсивность и цветовая гамма света. Цветовая температура. Естественное и искусственное освещение. Свет в интерьере. Осветительные приборы и оборудование.

  1. Получение фотографий и виды фотосъемки

(42 часа: 8 теория; 14 практика; 20 экскурсии)

Процесс получения фотографий.

Выбор кадра. Получение резкого изображения. Экспонирование. Обращение с фотоаппаратом на съемке и уход за ним. Величина выдержки. Негативные и позитивные фотоматериалы. Цветовая широта и контрастность. Разрешение фотоматериалов. Негативный процесс. Лабораторная обработка фотопленок. Хранение негативов. Позитивный процесс. Фотопечать. Хранение фотографий. Особенности съемки и фиксирования изображения цифровыми камерами. Разрешение и размеры CCD. Инерция съемки. Цифровые накопители (карты памяти). Особенности цифрового изображения. Получение фотографий с цифровых носителей.

Виды съемки.

Съемка архитектуры. Репродуцирование. Съемка интерьеров. Пейзаж. Этюд. Индивидуальный портрет. Групповой портрет. Подвижные объекты. Ночная съемка. Натуралистическая съемка. Техническая съемка. Журналистская фотография. Техническая и военная фотосъемка. Фототесты.

  1. Основы композиции

(24 часа: 6 теория; 8 практика; 10 экскурсии)

Построение изображения. Крупность плана. Высота точки съемки. Ракурс. Направление основных композиционных линий. Линейная структура кадра. Линейная перспектива.

Композиция кадра. Определение границ кадра. Смысловой и изобразительный центр кадра. Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Ритмический рисунок кадра. Объект и фон в кадре.

Свет как изобразительное средство фотографии. Световое решение снимка. Изобразительная задача освещения. Светотеневой рисунок изображения. Светотональный рисунок изображения. Конторовой свет. Эффект освещения. Свет и композиция кадра.

Цвет в фотографии. Основные и дополнительные цвета. Цветовое решение снимка. Цвет и насыщенность Световой спектр. Степень яркости. Психологическое воздействие интенсивности и цветовой гаммы света. «Холодные» и «теплые» цвета. Цветовые связи и ассоциации. Контраст с черным и белым. Контраст с цветом. Цветовая гармония. Теплая и холодная гармония. Методы усиления гармонии.

Тональный рисунок. Тональное решение снимка. Понятие «колорит» при черно-белом и цветном изображении. Тон и его роль в общей композиции кадра. Тональная перспектива. «Мягкие» тона. Рассеянный свет и приглушенный цвет. Приглушенный цвет и черно-белые тона. Приглушенный цвет и экспозиция. «Низкий» и «высокий ключ» в связи с экспозицией. Яркие цвета.

  1. Объекты съемки и их особенности

(4 часа: 2 теория; 2 практика)

Плоские и выпуклые объекты. Фактура. Контрастные, тональные и блестящие объекты. Большие, средние и мелкие объекты. Неподвижные и движущие объекты. Вода, облака, туман, дымка, дым, солнце, луна. Особенности объектов съемки и возможности различной фотоаппаратуры.

  1. Редактирование изображения и демонстрация

фотографий

(6 часов: 2 теория; 4 практика)

Ретушь негативов и позитивов. Исправление экспозиции негативов. «Старые» фотографии. Реставрация старых фотографий. Редактирование цифрового изображения. Паспарту и рамки. Проекторы для слайдов, фотографий и цифровых изображений. Фотовыставки и экспозиции.

  1. Выездные фотосессии и экспедиции

(46 часов: 12 практика; 34 экскурсии)

Практические занятия в музеях, театре, учебных аудиториях, спортивных состязаниях, по городу и пригороду. Фотоэкскурсии и репортажи по практическому закреплению пройденного материала в лагерях и походах выходного дня

  1. Зачетные занятия

(6 часов)

Проводятся в виде собеседования по разделам теоретического курса. Оцениваются представленные к зачету практические работы учащихся по изученным видам фотосъемки.

При оценке фоторабот учитываются:

  • техническое качество снимка (резкость, цветокоррекция, экспозиция, контраст, отсутствие вуали и пр.)

  • соответствие заданию

  • композиционное построение кадра

  • метод съёмки: постановочный или репортажный жанр съёмки

  • содержательность снимка

Оценки в баллах: 5 – удовлетворительно; 6 – вполне удовлетворительно; 7 – хорошо; 8 – очень хорошо; 9 – отлично; 10 – превосходно


II год обучения

Практика фотографии


Учебно-тематический план 2-го года обучения

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

экскурсии, лагеря

10

Репродукционная съемка

2

1

1

-

11

Съемка интерьеров и архитектуры

12

4

4

4

12

Натюрморт

4

2

2


13

Этюд

4

2

2


14

Портретная съемка

10

2

4

4

15

Пейзажная съемка

24

8

4

12

16

Съемка движущихся объектов

12

2

4

6

17

Фоторепортаж

8

2

6

-

18

Съемка удаленных объектов

4

2

2

-

19

Макросъемка

8

2

4

2

20

Анатомическая и микроскопическая съемка

8

2

6


21

Выездные фотосессии и экспедиции

104


40

64

22

Самостоятельные работы

12


12


23

Итоговые авторские фотовыставки

4


4

-


Итого

216

29

99

92


  1. Репродукционная съемка

(2 часа: 1 теории; 1 практики)

Репродукции. Классификация оригиналов. Методы репродукционной съемки. Контрольные шкалы цветов и оттенков. Вертикальная и горизонтальная репродукционные установки. Освещение для репродукционной съемки. Требования к объективам.

  1. Съемка интерьеров и архитектуры

(12 часов: 4 теории; 4 практики; 4 экскурсии)

Интерьеры и их классификация по возможностям фотосъемки. Естественный и постановочный интерьер Оборудование для съемки интерьеров. Освещение в интерьере. Сюжетная съемка в интерьере.

Архитектура и её классификация по возможностям фотосъемки. Выбор ракурса и света. Съемка в различное время суток, погоду и времена года. Съемка деталей архитектуры. Искусственная подсветка и съемка в ночное время суток. Съемка архитектурных памятников для паспортизации.

  1. Натюрморт

(4 часа: 2 теории; 2 практики)

Натюрморты и их классификация. Оборудование и освещение для съемки натюрмортов. Цветовая гамма в натюрморте. Рекламная съемка продуктов и товаров.

  1. Этюд

(4 часа: 2 теории; 2 практики)

Этюд, как подготовительная часть художественного и научного произведения. Этюды, как часть фоторепортажа. Этюды, как самостоятельные произведения. Съемка этюдов в природе и в интерьере. Постановочные этюды.

  1. Портретная съемка

(10 часов: 2 теории; 4 практики; 4 экскурсии)

Постановочные и репортажный портреты. Масштаб съемки портрета. Выражение лица, глаз и поза портретируемого. Композиция и ракурс при съемке портрета. Цветовое и тоновое решения портрета. Съемка при естественном освещении. Роль фона в портрете. Съемка при различных погодных условиях и интенсивности освещения. Особенности съемки в различное время года. Съемка при искусственном освещении. Студийная съемка. Женский, мужской детский портреты. Ростовой портрет. Групповой портрет. Портфолио и фототесты. Портреты домашних животных.


  1. Пейзажная съемка

(24 часа: 8 теории; 4 практики; 12 экскурсии)

Пейзаж – выбор главного и второстепенного. Свет и время суток при пейзажной съемке. Классификация пейзажей по освещению, сезону, объектам съемки. Широтно-зональные особенности пейзажной съемки. Съемка весеннего, летнего, осеннего и зимнего пейзажей. Съемка неба, водных поверхностей, дымки, тумана, захода и восхода солнца, луны, ночного звездного неба. Человек, животные, растения как сюжетный элемент пейзажа. Сочетание портрета и пейзажа. Городской, сельский и индустриальный пейзаж. Набор аппаратуры и аксессуаров для различной пейзажной фотосъемки.


  1. Съемка движущихся объектов

(12 часов: 2 теории; 4 практики; 6 экскурсии)

Зависимость скорости и размеров движущихся объектов и экспозиции. Точка съемки и направление движение объекта. Композиция и движущийся объект. Технические возможности аппаратуры для съемки движущихся объектов. Фокусное расстояние и скорость фокусировки. Сверхскоростная съемка.

  1. Съемка удаленных объектов

(4 часа: 2 теории; 2 практики)

Длиннофокусные объективы. Телеконверторы. Высокочувствительная и мелкозернистая фотопленки. Дифракция света. Тремор и «шевеленки». Штативы. Спусковые тросики и дистанционные спуски. Скрытые камеры. Бинокли и подзорные трубы. Съемка через телескоп. Техника съемки удаленных объектов.

  1. Макросъемка

(8 часов: 2 теории; 4 практики; 2 экскурсии)

Виды макросъемки. Художественная и научная макросъемка. Удлинительные кольца, насадочные линзы и макрообъективы. Глубина резкости и светосила при макросъемке. Освещение мелких объектов. Аппаратура и приспособления для макросъемки. Съемка через бинокуляры. Компьютерная обработка макросъемки.

  1. Анатомическая и микроскопическая съемка

(8 часов: 2 теории; 6 практики)

Анатомическая съемка – как методика научного познания. Анатомические объекты и их фотооптические свойства. Микроскопическая и гистологическая съемка. Съемка движущихся и неподвижных объектов «на просвет». Приспособления для микроскопической съемки. Компьютерная обработка изображения микроскопических объектов.

  1. Фоторепортаж

(8 часов: 2 теории; 6 практики)

Классификация фоторепортажной съемки по тематике. Выбор главного и вспомогательных сюжетов репортажа. Методы репортажной съемки (собственно репортажная и постановочная съемки). Фотоочерки, фотокомиксы и фотосценарии. Требования к аппаратуре и материалам для репортажной съемки.

  1. Выездные фотосессии и экспедиции

(104 часа: 40 практики; 64 экскурсии)

Практические занятия в музеях, театре, учебных аудиториях, спортивных состязаниях, по городу и пригороду. Фотоэкскурсии и репортажи по практическому закреплению пройденного материала в лагерях и походах выходного дня

  1. Самостоятельные работы

(12 часов: 12 практики)

По выбранным учащимися индивидуальным заданиям проводится фотосъемка соответствующая двум и более тематик пройденного второго курса обучения.

  1. Итоговые авторские фотовыставки

(4 часа: 4 практики)

По итогам самостоятельных работ учащихся подготавливаются авторские фотовыставки.


III год обучения

Натуралистическая фотография

Учебно-тематический план 3-го года обучения

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

экскурсии, лагеря

24

Фотооборудование и приспособления для натуралистической съемки

6

2

4


25

Грибы, миксомицеты и лишайники

6

2


4

26

Моховидные и споровые сосудистые растения

6

2

4


27

Голосеменные и Покрытосеменные растения

18

4

6

8

28

Паукообразные и Насекомые

24

10

4

10

29

Другие беспозвоночные

4

2


2

30

Амфибии и Рептилии

6

2

2

2

31

Птицы

16

6

2

8

32

Млекопитающие

16

4

2

10

33

Съемка водных объектов

12

4

6

2

34

Съемка биоценозов и ландшафтов

8

2


6

35

Выездные фотосессии и экспедиции

74


30

44

36

Самостоятельные работы

12


12


37

Итоговые авторские фотовыставки и зачеты

8


8



Итого

216

38

80

98



  1. Фотооборудование и приспособления для натуралистической съемки

(6 часов: 2 теории; 4 практики)

Выбор камеры. Объективы. Вспышки и переносные осветители. Штативы для фотоаппаратов и осветителей. Фотопленка. Матрицы и карты памяти. Зарядные устройства и аккумуляторы. Приспособления для съемки крупным планом. Сумки, рюкзаки, кофры. Скрадки и лабазы. Снаряжение для автономной съемки в дикой природе.

  1. Грибы, Миксомицеты и Лишайники

(6 часов: 2 теории 4 экскурсии)

Грибы, лишайники и миксомицеты. Биология и жизненные формы. Основные группы: Зигомицеты, Аскомицеты, Несовершенные грибы, Базидиомицеты, Миксомицеты, Лишайники. Особенности съемки и необходимое оборудование. Составление коллекций.

  1. Моховидные и Споровые сосудистые растения

(6 часов: 2 теории; 4 экскурсии)

Мхи: Печёночники, Антоцеротовые, Настоящие мхи, Сфагновые, Андреевые. Биология, экология, жизненные формы. Особенности съемки и приспособления. Споровые сосудистые растения: Папоротники, Плауновидные, Хвощевидные. Биология, жизненные формы. Особенности съемки. Составление коллекций.

  1. Голосеменные и Покрытосеменные растения

(18 часов: 4 теории; 6 практики; 8 экскурсии)

Хвойные и другие голосеменные растения. Особенности биологии, жизненные формы и распространение. Покрытосеменные. Особенности морфологии, биологии, жизненные формы и распространение. Основные систематические группы и их особенности. Приспособления для съемки растений различных морфологических форм. Съемка растений в различных биотопах и природных зонах. Съемка отдельных морфологических частей растений. Составление коллекций.

  1. Паукообразные и Насекомые

(24 часов: 10 теории; 4 практики; 10 экскурсии)

Пауки, сенокосцы, клещи, ложноскорпионы, скорпионы, сальпуги, телифоны, фрины. Особенности биологии и формы. Съемка в природе и в садках. Съемка отдельных частей тела и препаратов. Составление коллекций.

Первичнобескрылые насекомые, особенности биологии, распространение. Особенности фотосъемки. Составление коллекций.

Насекомые с неполным превращением. Основные отряды, их биология и особенности фотосъемки. Составление коллекций.

Насекомые с полным превращением. Основные отряды, их биология и особенности фотосъемки. Составление коллекций.

Выведение взрослых насекомых из гусениц и куколок. Фотосъемка элементов биологии и поведения.

  1. Другие беспозвоночные

(4 часов: 2 теории; 2 экскурсии)

Простейшие. Особенности их определения и фотосъемка. Черви и многоножки. Составление коллекций. Особенности фотосъемки паразитов. Съемка обитающих в почве и под корой беспозвоночных. Фотосъемка наземных моллюсков. Составление коллекций.

  1. Амфибии и рептилии

(6 часов: 2 теории; 2 практики; 2 экскурсии)

Систематика земноводных. Особенности морфологии и биологии. Систематика рептилий и особенности биологии. Приспособления и способы фотосъемки в природе и террариумах. Фотосъемка цикла развития земноводных и взрослых особей.

  1. Птицы

(16 часов: 6 теории; 2 практики; 8 экскурсии)

Систематика и биология птиц. Экологические группы и жизненные формы. Птичьи гнезда. Особенности поведения. Фотографирование «с подхода» и из укрытий. Фотосъемка птиц на гнездах. Особенности фотографирования в различных биотопах и природных зонах. Съемка птиц на коллониях, на высоких деревьях, норных птиц и дуплогнездников. Охрана и привлечение птиц. Съемка на кормушках и водопоях. Съемка в неволе и ручных птиц. Техника безопасности.

  1. Млекопитающие

(16 часов: 4 теории; 2 практики; 10 экскурсии)

Систематика и биология млекопитающих. Экологические группы и жизненные формы.. Особенности поведения. Техника безопасности. Съемка с подхода, с машины и укрытий. Съемка у нор и логов. Съемка на привадах и водопоях.

Фотокапканы и дистанционная съемка. Фотографирование млекопитающих в неволе и садках.

  1. Съемка водных объектов

(12 часов: 4 теории; 6 практики; 2 экскурсии)

Особенности водной среды. Освещение. Аппаратура для съемки под водой. Аквариумы и акватеррариумы. Фотографирование через стекло аквариума. Фотографирование водных растений и малоподвижных водных животных. Кишечнополостные, планарии, пиявки, водные насекомые, ракообразные и моллюски. Составление коллекций.

Миноги и рыбы. Систематика, особенности биологии и морфологии. Экологические группы. Аппаратура для съемки под водой. Техника безопасности. Съемка рыб в аквариуме и садках. Съемка рыб и других водных объектов с поверхности воды и на воздухе. Составление коллекций и описания рыб.

  1. Съемка фитоценозов и ландшафтов

(8 часов: 2 теории; 6 экскурсии)

Природная зональность и высотная поясность. Особенности климата и биоценозов различных природных зон и высотных поясов. Экспедиционное снаряжение фотоэкспедиций для различных природных регионов. Особенности научной фотосъемки биотопов, фитоценозов, стаций обитания и ландшафтов. Составление карточек описания снятых биотопов, стаций обитания и т.п. Аэрофотосъемка и космосъемка.

  1. Выездные фотосессии и экспедиции

(74 часов: 30 практики; 44 экскурсии)

Практические занятия в лабораториях, на экскурсиях по городу и пригороду, в фотоэкспедициях, походах и лагерях. Фотосъемка отдельных объектов и репортажи по практическому закреплению пройденного материала.

  1. Самостоятельные работы

(12 часов: 12 практики)

По трем предложенным на выбор из изученных систематических групп – проводятся самостоятельные исследования и репортажная фотосъемка. Обращается внимание на научную и художественную составляющие объектов съемки. По каждому объекту составляется краткое научное описание его особенностей, составляется коллекция для дальнейшего точного определения. Обязательными элементами репортажа: крупный и средний планы объекта; детали морфологии; элементы биологии или поведения; среда обитания.

  1. Итоговые авторские фотовыставки и зачеты

(8 часов: 8 практики)

По итогам самостоятельных работ учащихся подготавливаются авторские фотовыставки.

По всему курсу обучения проводятся зачеты по билетам и собеседование.

При оценке фоторабот учитываются:

  • техническое качество снимка (резкость, цветокоррекция, экспозиция, контраст, отсутствие вуали и пр.)

  • соответствие заданию

  • композиционное построение кадра

  • метод съёмки: постановочный или репортажный жанр съёмки

  • содержательность снимка

  • его научная ценность

Оценки в баллах: 5 – удовлетворительно; 6 – вполне удовлетворительно; 7 – хорошо; 8 – очень хорошо; 9 – отлично; 10 – превосходно

Материалы и оборудование,

необходимые для реализации программы

(на 12 учащихся)



Фотостудия-класс ( на 12 уч-ся)…………….……………...

5х6 м

Цифровые фотоаппараты (мыльницы)……………………….

12 шт.

Фотоаппарат пленочный автомат (мыльницы)……………....

6 шт.

Фотоаппарат для пластинок (типа «Фотокор», «Москва»)…

1 шт.

Штативная фотокамера 13х18 см. ……………………………

1 шт.

Зеркальный пленочный фотоаппарат ………………………..

3 шт.

Пленочный широкоформатный аппарат (6х6 или 6х9 см.)…

1-2 шт.

Не зеркальный пленочный аппарат («Зорький», «ФЭД»)…..

1-2 шт.

Наборы светофильтров для фотоаппаратов………………….

3 ком.

Удлинительные кольца для ф/аппаратов……………….……

3 ком.

Фототросики для аппаратов…………………………………..

6 шт.

Экспонометры для фотоаппаратов…………………………...

6 шт.

Фонари осветительные (рампы)………………………………

6 шт.

Фоны белый, серый, красный, синий, черный (3х4 м)………

5 шт.

Штативы для осветителей, зонтов и рассекателей…………..

10 шт.

Штативы для фотоаппаратов………………………………….

3 шт.

Фотозонты…………………………………………...…………

6 шт.

Рассекатели кольцевые………………………………………...

3 шт.

Фотовспышки………………………………………..…………

6 шт.

Фотосинхронизаторы для вспышек……….………….………

3 шт.

Компьютеры……………………………………………………

6 шт.

Принтеры цветные струйные…………………………………

2 шт.

Сканер планшетный и пленочный……………………………

2 шт.

Программное обеспечение


Фотобумага для принтеров А5 (на год)………………………

400 л.

Чернила для заправки картриджей (цв. и ч/б.) по 500 мл…...


Рамки для фотографий на А5…………………………………

120 шт.

Паспарту на А5………………………………………………...

120 шт.

Клей ПВА и резиновый (по 50 мл.)…………………………..

12 фл.

Диапроектор для слайдов……………………………………..

1 шт.

Мультимедийный проектор…………………………………..

1 шт.

Киноэкран 2х3 м………………………………………………

1 шт.

Фотолаборатория (на 12 уч-ся).……………………………

4х5 м

Фотоувеличители на 35 мм; 6х6 и 6х9 см……………………

3 шт.

Ванночки для растворов 30х40 см……………………………

8 шт.

Ванночки для растворов 24х30 см……………………………

8 шт.

Фотобачки для 35 мм. фотопленки (одно-двух спиральные).

6 шт.

Фотобачки для широкой пленки……………………………...

6 шт.

Фотопинцеты…………………………………………………..

6 шт.

Глянцеватели 20х30 и 30х40………………………………….

2 шт.

Реле времени…………………………………………………...

3 шт.

Экспонометры для фотопечати………………………………

3 шт.

Лабораторные фонари с красным и зеленым фильтрами.......

3 шт.

Фоторезаки 30х40……………………………………………...

3 шт.

Прищепки для фотопленки и фотобумаги…………………...

100 шт.

Химические реактивы для растворов (проявители, фиксажи)


Фотопленки и фотопластинки (ч/б, цв. нег., цв.поз.)


Фотобумага ч/б разной контрастности и размеров


Фотобумага цветная разных размеров


Лабораторные столы………………………………………….

6 шт.

Водопровод с раковиной


Заземление


Аптечка первой помощи………………………………………

компл.

Рекомендуемая литература

  1. Гринберг С. Цифровая фотография. Самоучитель. Пер. с англ. – 3-е изд. Спб. Питер, 2005. – 352 с.

  2. Данилов П.П. Цифровая фотография. От выбора камеры до печатания снимков. – Спб. БХВ-Петербург, 2006. – 400 с.

  3. Данилова Т. Фотография. Популярный самоучитель. – Спб.: Питер, 2005. – 240 с.

  4. Дыко Л.П. основы композиции в фотографии. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 175 с.

  5. Журба Ю.И., Шпольский М.Р. Фотографические процессы и материалы. – М.: Высш. шк., 1988. – 176 с.

  6. Заплатин М.А. Съемка пейзажа. – М.: Искусство, 1972. – 64 с.

  7. Косматов Л.В. Свет в интерьере. – М.: Искусство, 1973. – 120 с.

  8. Мараков С.В. В природу с фотоаппаратом. – М.: Знание, 1978. – 96 с.

  9. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Практическое руководство. – 11-е изд., перераб. – М.: Искусство, 1955. – 480 с.

  10. Мухин И.А., Артюхов А.Я. Фотоохота. – М.: Физ. и спорт, 1978. –223 с.

  11. Огнев С.И. Фотография живой природы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОИП, 1949. – 124 с.

  12. Ошанин С.Л., Танасийчук В.Н. Макросъемка в природе. – М.: Искусство, 1973. – 128 с.

  13. Престон-Мэфэм К. Фотографирование живой природы. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. – 168 с.

  14. Справочник фотографа / А.Б. Меледин, Ю.И. Журба, В.Г. Анцев и др. – М.: Высш. шк., 1990. – 288 с.

  15. Фотография: Энцикл. справ. / Белорус. Энцикл.; редкол.: П.И. Бояров и др. – Минск: БелЭн, 1992. – 399 с.

  16. Чибисов К.В. Очерки истории фотографии. М.: Искусство, 1987. – 255 с.

Шеклеин А.В. Фотографический калейдоскоп: Справ. изд. 3-е изд., стер. – М.: Химия, 1990. – 192 с.




Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей