0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Прохорова Н.Е.   Образовательная программа очно-заочной художественной студии «Биологический рисунок».   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III   Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2007 C. 100-116.




Образовательная программа очно-заочной художественной студии «Биологический рисунок»


Н.Е. Прохорова

Калужский областной эколого-биологический центр учащихся


Ars longa,vita brevis

(Жизнь коротка, искусство

долговечно. Лат.)

Дополнительное образование должно обеспечивать необходимые условия для всестороннего развития личности ребёнка, помогать в его профессиональной ориентации, творческой самореализации.

Поэтому сегодня, наряду с экологическим образованием учащихся популярным становится их эстетическое воспитание, наиболее легко реализуемое средствами изображения природы. Поскольку изучать природу невозможно без чувства любви к ней и ответственности за свои поступки.

Рисунок, по словам Микеланджело, - «это и высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки». Без рисунка любая деятельность в науке и в первую очередь в биологии теряет свою наглядность, привлекательность, доступность понимания увиденного, полученных результатов.

Очень часто в условиях общеобразовательной школы учащиеся изображают природу, натюрморты, рисуют для конкурсов, но мало тех, кто умеет правильно нарисовать животное или растение так, чтобы его изображение стало ценной частью не только искусства, но и науки, а именно биологических дисциплин. При подробном изучении жизни, строения растений и животных учащийся не только развивает в себе чувство вкуса, гармонии, прекрасного, но и изучает основы ботаники, зоологии, экологии и др. Занятия изобразительным искусством выступают как средство развития воображения, памяти, пространственных представлений изобразительных навыков ребёнка. Не удивительно, что обучение биологическому рисунку изначально являлось неотъемлемой частью воспитания юннатов.

Данная программа дополнительного образования интегрирует экологическое, эстетическое, нравственное воспитание учащихся; имеет художественную и биологическую направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учётом их возможностей. На занятиях в студии образование, развитие и воспитание учащихся ведётся сразу в двух направлениях – художественном и эколого-биологическом.

Новизна программы. В настоящее время лишь в некоторых программах эколого-биологической направленности отводится небольшое количество времени на зарисовку объектов природы, техникой владения научным рисунком владеет ограниченное число педагогов. Обычно рисованию растений и животных в науке и школе уделяется недостаточное внимание. Рисование – часто только способ воспитания учащихся. Педагоги забывают о важной обучающей функции рисунка. Важно не только научить технике рисования, но и правильной передаче формы, пропорций, цвета при изображении объектов природы, важно научить ребят создавать не просто картины, где изображены животные и растения, но и систематически или анатомически правильному их изображению, которое послужит иллюстрацией научных статей, книг. Предлагаемая программа - это первая современная дополнительная образовательная программа, полностью посвященная научному (а именно эколого-биологическому) рисунку. Данная программа разработана автором на основе собственного многолетнего опыта.

Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы «Биологический рисунок» - 5 учебных лет. Объем программы 864 учебных часов. Количество часов в неделю: 4 часа (2 занятия по 2 часа); в год 144 часа в младших группах начального уровня обучения, 144 часа в первый год обучения для углублённого уровня, и по 216 часов – в год для старших групп углублённого уровня во второй и третий годы обучения. Предусматривается проведение индивидуальных занятий с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями обучения.

Программа ориентирована на учащихся IV-IX классов, которые умеют рисовать, и желают повысить свой уровень мастерства в области изображения картин природы, животных, растений, деятельности человека в сфере охраны природы или учащихся не умеющих рисовать, но желающих научиться основным способам рисования. В студию возможно принимать учащихся и более младшего возраста (III класс), старшеклассников или ребят с ограниченными возможностями здоровья, желающих научиться изображать более простые объекты, используя более простые приёмы и средства рисования. Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках изобразительного искусства, а также знаний, полученных на занятиях в художественных школах. В студию биологического рисунка принимаются учащиеся, проявляющие интерес к изучению жизнедеятельности, строению, систематике растений и животных, природоохранной деятельности человека, желающие научиться изображать объекты природы (с эстетической и научной сторон), изучать их. Рисуя объекты живой и неживой природы, учащиеся постепенно будут знакомиться с особенностями их строения и взаимодействия, могут выбрать тему для научного исследования в будущем.

Создание биологического рисунка поможет кружковцам углубить школьные знания о строении растений и животных (с дальнейшим изучением вопросов систематики, физиологии, морфологии). Основные правила композиции, перспективы, группировки деталей рисунка, принципы пропорции, чувство прекрасного и гармоничного – пригодятся учащимся в дальнейшей жизни, позволят развить у них положительные качества, любовь и бережное отношение к природе, желание прийти ей на помощь. Экологическая тематика рисунков позволит понять реальную ситуацию в Мире, способы помощи природе, поможет учащимся стать политически и экологически грамотными, формирует у учащихся созологическое мышление.

Владение техникой рисования также важно для учащихся как читать и писать, поскольку к элементам и правилам рисунка неизбежно обращаются во многих науках. Многие художники (А.А. Рылов, А.И. Куинджи, В.А. Ватагин) черпали вдохновение и находили необычное в самой обычной обстановке, изучали жизнь насекомых, птиц, подолгу наблюдали за жизнью животных, прежде чем приступить к работе. Иван Николаевич Крамской считал, что «художник один из самых образованных и развитых людей своего времени».

Основные виды деятельности на занятиях, тематика:

  • изображение растений (графический, акварельный рисунок внешнего, внутреннего строения растений различных жизненных форм и систематических групп);

  • изображение животных (наброски, графический и акварельный рисунок, рисунок маслом, изображение животных в движении, портреты животных, создание скульптур животных);

  • изображение природы (пейзажи, натюрморты);

  • изображение объектов природы различными художественными средствами (масло, тушь, гуашь, шариковая ручка, пастель, уголь, сепия, фломастеры, цветные карандаши, техника аппликации, поделки из природного материала, граффити);

  • изображение человека (тело и портрет, человек на фоне природы, природоохранная деятельность человека);

  • оформительская деятельность (создание плакатов, таблиц, оформление стен, комнат, цветочной посуды, подготовка комнат к праздникам, создание иллюстраций к книгам, статьям, разработка эмблем);

  • рисунок микропрепаратов;

  • ландшафтный дизайн;

  • техника художественной фотографии.

В программе много времени отводится на изучение и зарисовку животных и растений природе, в их естественной среде, а также на проведение наблюдений и опытов в условиях уголка живой природы, и грамотную фиксацию (в виде схем и рисунков) результатов. Поэтому руководителю необходимо научить кружковцев правильно вести себя в природе. На экскурсиях и при выполнении самостоятельных заданий по наблюдению учащиеся не должны громко разговаривать, шуметь, делать резкие движения. При соблюдении этих условий удается подойти настолько близко к животному, что его можно хорошо разглядеть и сфотографировать. На пленэрах учащиеся учатся делать быстрые зарисовки животных, или часовые (1-2 часовые) – пейзажи, рисунки растений. Важно при этом – соблюдать точность зарисовок. Учащиеся должны понимать, что рисование - это не только способ отдыха, самовыражения, но и способ изучения природы.

Учащиеся постепенно от простых схематических изображений животных и растений за 3-4 года обучения совершенствуют технику рисования, выбирают основные интересные объекты и способы рисования, учатся делать рисунок, представляющий научную ценность (рисунки в определителях, научных и научно-популярных статьях и книгах, на плакатах, в компьютерных презентациях, статьях).

В работе с юными художниками руководитель должен предусмотреть тематику рисунков, заданий и упражнений, которая даст возможность кружковцам работать по плану, с ответственностью подходить к занятиям. Руководитель также должен знакомить учащихся с разными стилями художников, изображающих природу, сцены из жизни животных, пейзажи. Для этого необходимо демонстрировать репродукции картин художников, иллюстраций научных книг, определителей. На некоторые занятия желательно приглашать художников. Кружковцы могут стать помощниками ученых в разработке тех или иных вопросов зоологии, ботаники, экологии. Идеальным будет посещение с кружковцами музеев изобразительного искусства.

Пользуясь программой, руководитель может внести изменения в содержание тем, углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания кружковцев. С наиболее талантливыми учащимися возможно проведение занятий по индивидуальному плану. Но здесь следует вспомнить слова Д.Н. Кардовского: «Талант, конечно, всё покроет, но ведь мастерская – не рассадник талантов и никогда не может создавать таланты; мастерская – это школа, и в ней надо учиться и учить, и делать только учебные дела» (Кардовский, 1960).

В летнее время работа кружка продолжается. Основное внимание сосредоточивается на изучении и зарисовках животных и растений в природе, их охране, работе по уходу и содержанию в уголке живой природы. Могут быть организованы однодневные и многодневные походы в природу, выезды в экологические лагеря и учебные научные экспедиции. Кроме этого, летом ведётся подготовка к осеннее - зимнему периоду (оформление стендов, гербариев, материала для коллекций).

Знания, полученные на кружке, помогут юным художникам выбрать направление для дальнейшего изучения животных, растений или вопросов охраны природы, помогут выбрать профессию.

Целью программы является эстетическое и экологическое воспитание учащихся, формирование у них целостного представления о многообразии и красоте природы

Основные задачи программы:

обучающие:

  • расширение знаний о многообразии окружающего мира;

  • изучение основных художественных приёмов и понятий;

  • изучение биологических особенностей строения растений, животных, экологических связей этих групп;

  • изучение разнообразия растений и животных,

  • охране окружающей среды;

  • обучение основным методам сбора, хранения, определения и изучения растений и животных различных систематических групп;

  • расширение и углубление знаний о роли научного рисунка в систематике, фенетике, экологии, морфологии, физиологии, географии

  • расширение знаний о способах изображения природы

развивающие:

  • развитие познавательной активности и интереса учащихся к изучению окружающего мира;

  • развитие умений и навыков проведения самостоятельной работы в полевых и лабораторных условиях;

  • развитие способности самостоятельного мышления, творческого поиска;

  • развитие навыков сотрудничества в коллективе.

воспитательные:

  • воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние природы и бережного отношения к природе;

  • формирование мотивации научно-исследовательской деятельности;

  • патриотическое воспитание на основе изучения краеведческого материала и достижений отечественных художников и учёных биологов;

  • профессиональная ориентация учащихся;

  • воспитание коллективизма и чувства ответственности.

Поставленные цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, оформительская деятельность, лепка, дизайн.

Прекрасно проиллюстрировал образовательные и воспитательные задачи изобразительного искусства А.В. Луначарский: «Невеждою не должен быть никто. Всякий должен знать основы всех наук и всех искусств. Будь вы сапожник или профессор химии, если у вас закрыта душа к любому из искусств, - значит, вы урод, такой же, как если бы у вас не было одного глаза или вы были бы глухим, ибо образование человека заключается именно в том, чтобы всё, в чём человечество творит историю и культуру, что отражается в произведениях, - чтобы всё это было доступно каждому человеку, но чтобы при этом он имел какую-нибудь специальность» (по. Н.П. Старосельцеву, 1966).

Условия реализации программы

Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, в художественных школах, в колледжах соответствующего профиля, во внеклассной работе по предметам экологии и биологии, рисования общеобразовательных школ.

Программа содержит региональный компонент. Результаты самостоятельных научных исследований могут использоваться учащимися как основа для докладов, в написании статей, лучшие работы учащихся могут отсылаться на конкурсы.

Организация работы по программе

При очной форме обучения основной объем теоретических и практических занятий проводится в классных комнатах, где учащиеся осваивают технику рисования на искусственных объектах, гербариях, комнатных растениях, чучелах, микропрепаратах и т.п. Наблюдения и зарисовки проводятся в уголке живой природы, в зоопарке, во дворе, саду, парке, на экскурсиях и походах, на пленэрах в экологических лагерях, где учащиеся одновременно изучают многообразие природы родного края. В полевых условиях также можно провести и некоторые теоретические занятия. Выбор условий проведения занятия зависит от содержания занятия, погодных условий, возможностей учащихся.

При заочной форме обучение осуществляется в виде писем (текущие и контрольные задания, консультация, литература, памятки, фотографии – от руководителя; ответы, доклады, исследовательские работы, рисунки, фотографии – от учащихся), отправляемых по почте или электронной почте (дистанционная форма обучения) 1-2 раза в месяц. Общение руководителя с учащимися возможно на выездных семинарах в школы области, областных выставках, лагерях в каникулярное время.

Работа по программе может быть организована в разновозрастных группах. При этом становится возможном передача знаний старшими и лучше подготовленными учащимися младшим. Это в немалой степени способствует развитию чувства ответственности за других.

Учащиеся делятся на четыре группы:

«Младшая очная» группа - начальный уровень подготовки учащихся, начинающих рисовать (два года обучения, с 9 10- лет).

«Младшая заочная» группа – начальный уровень подготовки учащихся, начинающих рисовать (два года обучения, с 10 лет).

«Старшая очная» группа для учащихся, умеющих рисовать (три года, с 11 лет) углублённого уровня.

«Старшая заочная» группа для учащихся, умеющих рисовать (три года, с 11 лет) углублённого уровня.

Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения на начальном уровне составляет 12-15 человек, на углублённом от 8 до 15 человек.

Основные формы деятельности для очной формы обучения:

  • лекционная форма (история рисунка, пейзажа, биография художников и учёных), правила композиции, перспективы и т.д.;

  • практическая работа – рисование, лепка, аппликации, работа с ПК в классных условиях;

  • занятия в полевых условиях: экскурсии, походы выходного дня, экспедиции;

  • экологические лагеря и полевые практики;

  • научно-исследовательская работа (на 3 – 4 год);

  • участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях учащихся;

  • игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;

  • итоговые конференции, самостоятельная работа, защита работ (выпускные работы).

  • Основные формы деятельности для заочной формы обучения:

  • лекционная форма (история рисунка, пейзажа, биография художников и учёных), правила композиции, перспективы (данная форма возможно только на выездных семинарах, при проведении пленэров в каникулярное время);

  • практическая работа – рисование, лепка, аппликации, работа с ПК (выполняется самостоятельно учащимися, с родителями или учителями);

  • выезд в экологические лагеря и полевые практики;

  • научно-исследовательская работа (на 3 – 4 год);

  • участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях учащихся;

  • итоговые конференции, самостоятельная работа, защита работ.


Ожидаемые педагогические результаты:

  • формирование навыков рисования (основные приёмы, стили);

  • расширение и углубление содержания экологического и биологического образования;

  • расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой природы в результате рисования объектов живой природы;

  • участие в конкурсах, в оформлении изданий;

  • профессиональная ориентация учащихся, проявивших интерес и способности к исследовательской работе эколого-биологической направленности.


Диагностика результативности работы

Диагностика проводится методом отслеживания текущих результатов (успеваемость в школе, познавательный интерес, качество рисунков, знаний), итоговых показателей (количество и уровень выполненных творческих работ, обоснованный выбор профессии, уровень успеваемости за год по разным предметам и др.).

Жесткие нормативы оценки уровня знаний и умений учащихся отсутствуют, поскольку рисование - занятие (стили, желание, темы, средства) сугубо индивидуальное. Занятия данного кружка в учреждениях дополнительного образования носят факультативный (необязательный) характер и являются дополнением к школьным курсам ИЗО и художественной школы.

Контроль

Пояснения

Количество

в год

Входной контроль

Анкетирование, тестирование, собеседование


1

Текущий контроль

  1. Контрольные работы
  2. Летние самостоятельные работы

2

1

Итоговый контроль

  1. Переводные контрольные работы
  2. Выставки в летнем экологическом лагере
  3. Участие в областных олимпиадах, конкурсах


1


1-2


1

Аттестационный контроль

Выпускные контрольные работы (в конце 5-го года обучения)


1

Программа является базовой для обучения на профессионально ориентированном уровне и включает в себя следующие образовательные области: словесность, естествознание, математика, искусство, технология, социальная практика, психологическая культура.


Учебно-тематический план занятий для «Очной младшей» и «ЗАОЧНОЙ МЛАДШЕЙ» группы

Начальный уровень, два года обучения

Образовательные области

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

Словесность

Вводные занятия по темам, периодические издания по изобразительному искусству, по истории искусств, изучение мифов и сказаний, иллюстраций книг

30


30

Естествознание

Химические и физические свойства материалов (красок, растворителей, глины и др.), правила обработки и хранения рисунков, поделок, изучение особенностей строения и жизнедеятельности основных групп растений и животных, правила гербаризации, этикетирования, проведения опытов, наблюдений, правила работы с микроскопом, поведения в природе и живом уголке, изучение и отображе-ние природоохранной деятель-ности человека

20

70

90

1

2

3

4

5

Математика

Понятие симметрии, пропорции, перспективы, формы, объёмов тел, технический рисунок, чертежи в биологии и ландшафтном дизайне

2

8

10

Искусство

Понятие об изобразительном искусстве, о форме, цвете, соотношении цветов, понятие о рисунке, специфике и назначении рисунка, стили художников (в т. ч. анималистов).

20

70

90

Технология

Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила поведения в природе, на пленэрах, в городе. Оборудование и материалы, необходимые для занятий, освоение техники наброска различных объектов, работы с акварелью и другими материалами, освоение техники аппликации, лепки, оформления плакатов и стендов. Понятие о критериях оценки качества изделий, правила оформления работ, подготовка их к выставкам.

2

8

10

Социальная практика

Понятия этикета, правила совместного труда и отдыха, научной и художественной этики. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Природа родного края. Соблюдение трудового режима, поздравления, проведение праздников

5

5

10

Психологическая культура

Личные качества характера, внимательность, креативность, умение экспериментировать, наблюдать, рассуждать, тренировка памяти

5

5

10

Культурная антропология

История развития искусства народов Мира

6

2

8

1

2

3

4

5

Физическая культура

Физическое здоровье учёного и художника, особенности организации работы художника и учёного, тренинги на укрепление здоровья, моторики рук, глазомера

10

20

30

Подведение итогов

Проведение и подготовка отчётной выставки работ детей

3

9

12



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Начальный уровень, два года обучения

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

экскурсии

1

2

3

4

5

6

1 год обучения

1.

Что такое рисунок? Значение рисунка в жизни человека

6

6



2.

Рисунок в науке, виды рисунка

6

4

2


3.

История развития биологии и рисунка

10

6

2

2

4.

Элемента рисунка

10

2

8


5.

Основные правила построения рисунка

10

2

8


6.

Тень, штриховка, перспектива

10

2

8


7.

Способы простейшего изображения растений

18

4

10

4

8.

Способы простейшего изображения животных

18

4

10

4

9

Погода и сезонные явления

6

2

2

2

10

Природные явления

4

2


2

11

Городской пейзаж и рисунок интерьера

6

2

2

2

12

Изображение человека и природы, природоохранной деятельности человека

12

4

6

2

13

Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, иллюстрации к книгам

10

4

6


14

Контрольные работы

8

2

6


15

Пленэры, летние задания

10

4

6



ИТОГО

144

50

76

18

1

2

3

4

5

6

2 год обучения

1.

История и особенности биологического рисунка

6

6



2.

Пейзаж

18

2

12

4

1

2

3

4

5

6

3.

Натюрморт

10

4

6


4.

Особенности рисунка растений, гербаризация

30

4

20

6

5.

Морфология животных, графический рисунок растений и животных

40

10

30


6.

Иллюстрации к книгам, статьям, определителям

20

6

14


7.

Изготовление и оформление научных коллекций

14

4

6

4

8.

Рисунки в геологии, карты, памятники истории

10

2

4

4

9.

Техника аппликации

6

2

4


10.

Средства изображения природы (акварель, гуашь, уголь, сангина, сепия, пастель и др.)

24

4

20


11.

Художественная фотография

10

4

4

2

12.

Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, иллюстрации к книгам

10

4

6


13.

Контрольные работы

8

2

6


14.

Пленэры, летние задания

10

4

6



ИТОГО

216

56

140

20


Учебно-тематический план занятий для «Очной старшей» и «ЗАОЧНОЙстаршей» группы

Углублённый уровень, три года обучения

Образовательные области

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

Словесность

Определение понятий, виды и жанры изобразительного искусства, периодические издания по искусству и систематике

22


22

Искусство

Посещение выставок художников, художников народного промысла, общение с дизайнерами

30

100

130

1

2

3

4

5

Естествознание

Естественно-научные основы работы с природным материалом, наблюдения за животными, постановка опытов, изучение тем по биологии (анатомии, систематики, цитологии, гистологии), работа с природным материалом, изучение природоохранной деятельности

30

100

130

Математика

Правила пропорций, «Золотого сечения», симметрии, асимметрии, затраты на организацию выставок, экотроп, технический рисунок. Планировка, проектирование, чертежи в науке

30

20

50

Технология

Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Практикумы по освоению рисунка, по работе над живописью, графикой. Приёмы лепки. Понятия о критериях оценки качества изделий. Правила оформления выставок, отдельных работ

10

20

30

Социальная практика

Понятие о правилах поведения в обществе, коллективе, профессиональная ориентация учащихся, понятие о художественной, научной этике, о деловых отношениях

5

5

10

Психологическая культура

Понятие о природных задатках, таланте и трудолюбии, тренинги и диагностика с целью формирования личности учащихся

5

5

10

Культурная антропология

История развития народного творчества и науки, символика в творчестве

10

10

20

1

2

3

4

5

Физическая культура

Физическое здоровье, понятие об экологически чистых материалах, тренинги на укрепление здоровья

8

12

20

Подведение итогов

Подготовка и проведение выставки, участие в конкурсах

2

8

10



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для «Очной старшей» группы и «Заочной старшей» группы

Углублённый уровень, 3 года обучения

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

экскурсии

1

2

3

4

5

6

1 год обучения

1.

Значение рисунка в биологии (отдельные науки)

6

6



2.

Отработка отдельных элементов рисунка, форма и объём

10

2

8


3.

Рисунки микропрепаратов, работа с микроскопом, анатомический рисунок

10

2

8


4.

Особенности изображение растений и животных

20

4

12

4

5.

Изображение животных в движении, наброски

10

2

4

4

6.

Изображение тела человека, портрет

6

2

4


7.

Портреты животных

6

2

4


8.

Рисунок в биологическом эксперименте, этикетирование

10

2

8


9.

Техника изготовления плакатов, стендов, коллекций

12

2

10


10.

Рисунок растений и животных в систематике

20

4

16


11.

Городской пейзаж, чертежи и технические рисунки

6

2

2

2

12.

Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, иллюстрации к книгам

10

4

6


13.

Контрольные работы

8

2

6


14.

Пленэры, летние задания

10

4

6



ИТОГО

144

40

94

10

1

2

3

4

5

6

2 год обучения

1.

Правила планировки сада, клумб, комнаты

20

4

12

4

2.

Дизайн интерьера и сада

20

4

12

4

3.

Композиции из цветов и др. природного материала

12

4

4

4

4.

Нетрадиционные средства рисования (фреска, станковая живопись, граффити, фанта-стический рисунок и др.

22

6

16


5.

Скульптура и биология

20

6

14


6.

Эмоции человека, повадки животных

14

4

6

4

7.

Экологический рисунок

40

6

26

8

8.

Обработка рисунков на ПК, создание презентаций, макетов

20

6

14


9.

Правила оформления выставок, книг

10

4

6


10.

Рисунок в эволюции и фенетике

10




11.

Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах, выс-тавках, иллюстрации к книгам

10

4

6


12.

Контрольные работы

8

2

6


13.

Пленэры, летние задания

10

4

6



ИТОГО

216

64

128

24

3 год обучения

1.

Выбор темы научной работы

10

10



2.

Стили художников- анималистов

10

10



3.

Техника изображения отдель-ных систематических групп растений

50

10

34

6

4.

Карикатура

6

2

4


5.

Техника изображения отдельных систематических групп животных

50

10

34

6

6.

Иллюстрирование своей научной статьи или коллекции

34

4

30


7.

Подготовка и иллюстриро-вание экологической тропы

40

10

24

6

8.

Итоговые контрольные работы

10

4

6


9.

Подведение итогов, вручение свидетельств

6





ИТОГО

216

60

138

18

Информационно-техническое обеспечение программы


Технические средства обучения, необходимые для реализации программы (на группу в 12 - 15 человек)


  1. Компьютеры (не менее 4 – 5 шт.)

  2. Сканер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Ксерокс

  5. Принтер

  6. Телевизор

  7. Видеомагнитофон / DVD-плеер


Видео- и аудиопродукция


  1. Компакт-диски с записью видеороликов

  2. Компьютерные презентации по отдельным темам

  3. Учебные пособия на электронных носителях


Наглядные и иллюстративные пособия


  1. Фотогербарий грибов и лишайников, фото птиц, млекопитающих, рисунки земноводных и гербарии растений.

  2. Предметы для создания натюрмортов (драпировка, освещение, предметы быта, чучела, скульптуры, геометрические фигуры).

  3. Определители и иллюстрированные книги по биологическим дисциплинам, открытки, плакаты с изображением животных, человека, репродукции картин.

  4. Авторские иллюстративные материалы на цифровых носителях.

  5. Настенные таблицы.

  6. Определительные карточки


Рекомендуемая литература

  1. Авсиян О.А. Натура и рисунок по представлению. – М.: Изобразительное искусство, 1985.

  2. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984.

  3. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла, М.: Просвещение, 1987.

  4. Барышников А.П. Перспектива. М.: Искусство, 1955.

  5. Браун Дэвид Как научиться рисовать лошадь. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  6. Вильчинский В.М. Учитесь рисовать. Киев: Радянська школа, 1976.

  7. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов. – М.: Просвещение, 1990.

  8. Голубенкова Л.А. Советы мастеров. Живопись и графика. – Ленинград: Художник РСФСР, 1973.

  9. Гордон Луиза Рисунок: техника рисования головы человека. М.: ЭКСМО, 2001.

  10. Гордон Луиза Рисунок: техника рисования фигуры человека. М.: ЭКСМО, 2001.

  11. Гордон Луиза Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении. М.: ЭКСМО, 2001.55

  12. Заболотская И. А. Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник» // Внешкольник. - №1. – 2007.

  13. Заболотская И. А. Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник» // Внешкольник. - №2. – 2007.

  14. Жуков Н. Счастье творчества. – М.: Молодая гвардия, 1970.

  15. Иванов В. Как создаётся плакат. - М.: Плакат, 1980.

  16. Кардовский Д. Н. Об искусстве. – М.: 1960.

  17. Корецкий В. Заметки плакатиста. М.: Советский художник, 1958.

  18. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1984.

  19. Руди де Рейн Рисуем то, что видим. Минск: Попурри, 2004.

  20. Серов А. М. Рисунок. – М.: Просвещение, 1975.

  21. Фаворский В.А. Рассказы художника-гравёра. – М.: Детская литература, 1976.

  22. Чиварди Джованни Пейзаж. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.







Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей