0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Беневольская Н.А.   Экологическое воспитание младших школьников художественно-графическими средствами в системе дополнительного образования.   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III   Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2007 C. 90-99.


Экологическое воспитание младших школьников художественно - графическими средствами в системе дополнительного образования


Н.А. Беневольская

Московский педагогический государственный университет


Пояснительная записка


Формирование нравственно-экологической культуры в настоящее время привлекает внимание педагогов в связи с социальным запросом современного общества, а также с необходимостью создания у подрастающего поколения нового «экоцентрического» мировоззрения, которое должно стать одним из догматов современного гуманизма.

Разрабатывая методику, направленную на формирование экологического мировоззрения учащихся, мы основываемся на том, что образ мира личности играет ведущую роль в системе факторов, определяющих процесс развития отношения личности к миру природы.

Сегодня в педагогике наметилась новая тенденция – экологизация образования, что включает в себя подход ко многим изучаемым дисциплинам через проекцию современных экологических знаний. В настоящее время изучение экологических аспектов уже реализуется в кружковой работе естественнонаучного направления.

Данная программа разработана для занятий изобразительным искусством, она имеет экологическую направленность и в течение 10 лет апробирована в московских школах №№ 446 (с углубленным изучением экологии), 429, 434, 1947 и детском развивающем центре «Подсолнух».

В основе программы диалектическая связь методики формирования навыков художественной деятельности и воспитания, которое мы понимаем, как целенаправленное развитие душевных качеств и миропонимания ребенка.

В методике, используемой при реализации данной программы, предпочтение отдается воздействию на формирование субъектно-этического отношения к природе через перцептивно - эмоциональную сферу познавательной деятельности ребенка.

Синтез естественнонаучного подхода, с одной стороны, и культурологического, с другой позволяет оказывать максимальное воздействие на формирование мировоззрения учащихся.

Вся работа строится с учетом возрастных особенностей и межпредметных связей, что позволяет формировать в сознании учащихся целостную картину мира, включающую в себя как природные, так и культурные объекты, что по своей сути как раз и является воспитанием экологической культуры.

На первом этапе работы с учащимися начальной школы сущность предлагаемой методики состоит в следующем: создание словесно-художественного образа в сознании учащихся, затем его воспроизведение на бумаге акварелью, далее в смешанной технике. Создаваемый преподавателем образ обязательно эмоционально окрашен и имеет природоведческое, научно достоверное содержание. В зависимости от этапа развития ребенка создание образа резко меняется. В 7-8 лет дети овладевают навыками работы акварелью «по-мокрому» и знакомятся с миром цвета (теплые и холодные цвета, веселые и грустные, сказочные взаимоотношения красок и т.д.). После чего ребенку предлагается полноценный образ растения, как отражение душевных состояний человека, добавляются сказочные сюжеты, в которые включены животные, сказочные персонажи народов мира и явления природы.

Затем дети продолжают знакомство со сказочными сюжетами о жизни растений и животных, темы сюжетов расширяются, включают в себя различные природные и культурные объекты.

В 9-10 лет форма сюжетов меняется. Появляются истории, рассказы, описания природных компонентов и явлений с элементами естественнонаучных знаний в доступной возрастному восприятию форме.

В период работы с детьми младшего школьного возраста очень большое значение для детского восприятия и формирования определенного прогнозируемого отношения обучающихся к объекту, служащему для создания образа, возникающего в сознании ребенка в процессе рассказа, имеет эмоциональную окрашенность сказочных и естественнонаучных сюжетов, предлагаемых педагогом.

Выбор эмоционально-ценностного стиля обучения, что обеспечивает личностное включение обучающегося в учебно-воспитательный процесс на уровне ценностно-смыслового восприятия учебного материала.

На детей, особенно младшего возраста, сильное эмоциональное воздействие оказывает работа с цветом. На первом этапе технология работы акварелью «по мокрому» позволяет формировать у обучающихся мотивацию успеха и позитивное отношение к творческому процессу.

В данной технике работы акварелью «по-мокрому» любые погрешности формы легко устранимы отжатой кистью, можно без особых усилий что-то исправить, поправить. В каких-то случаях необходима помощь педагога, но всегда есть возможность завершить работу так, чтобы получился желаемый позитивный результат. Дети приобретают навыки работы отжатой кистью и губкой и учатся доводить работу до завершения.

Другая особенность работы по данной программе связана с эмоциональным откликом школьников на содержательную сторону изображаемых ими образов. Ребенок предварительно воспринимает объект в контексте положительного или отрицательного отношения, что определяет в дальнейшем характер и направленность его изобразительной деятельности. Такая форма мотивационно-смысловой ориентировки, осуществляемой в процессе восприятия, может привести к эмоциональному предвосхищению последующих результатов не только изобразительной деятельности, но и собственного поведения, и отношения к природным объектам.

В работе по программе следует придавать особое значение изучению региональной флоры и фауны, учить детей видеть удивительное в самом обыкновенном, привычном: в одуванчике или подорожнике, растущем под ногами, в хорошо знакомой белочке или гусенице, совершенно волшебным образом превращающейся в бабочку. Кроме экологического аспекта воспитания знакомые образы помогают активизировать зрительную память учащихся и их внимательное отношение к окружающему миру.

Также следует уделить особое внимание моменту рефлексии. На наш взгляд, оптимально рассматривать работы учащихся в начале следующего занятия для того, чтобы при внимательном изучении результата, полученного на предыдущем занятии, ребенок мог сформулировать новую для себя задачу и увидеть пути саморазвития.

Уверенность в положительном результате своей работы приводит также к формированию «мотивации успеха» и активной жизненной позиции, что, в свою очередь, способствует успешной социальной адаптации учащихся.

Программа направлена на формирование экологической культуры школьников художественно - графическими средствами, что включает в себя занятия изобразительным искусством и обучение основам рисунка, живописи и композиции при работе с темами, имеющими природоведческое и экологическое содержание. Практическое взаимодействие с миром природы осуществляется с акцентом на овладение технологиями эстетического освоения природных объектов: проявления чувственно эстетической восприимчивости к ним; личностно-смысловой оценки; эмоциональной отзывчивости; и в умении найти культурную форму выражения своего отношения к объекту посредством живописи или графики.

Главным средством формирования эмоционального отношения к объекту в данной программе служит образ, воспроизводимый на бумаге разными материалами, в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Конкретный выбор тем, техника работы, методики построены с учетом возрастных особенностей детей. Нам представляется одной из наиболее значимых задач изобразительной деятельности ребенка помочь ему обрести культурный способ самовыражения личности.

В данной программе изобразительное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества. Учебный курс раскрывает понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, опираясь на искусствоведческую концепцию художественного образа. Такой подход предполагает обращение к изобразительному искусству как к художественному творчеству особого типа, что позволяет учащимся понять принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.

Программа направлена на сохранение живого наследия народа, как природного, так и культурного, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.

Цель программы – формирование экологической культуры личности, непрагматического отношения к природе, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным природным и культурным наследием.

Задачи программы:

К обучающим задачам относятся:

  • формирование основ «картины мира»;

  • ознакомление с региональной флорой и фауной;

  • техника работы акварелью «по мокрому» (формирование навыков);

  • воспроизведение образа, возникшего в представлении обучающегося после рассказа учителя (на заданную тему);

  • вербализация зрительного образа, отображаемого учащимися;

  • формирование представления о цветах (основных, составных, смешанных).

К развивающим задачам относятся:

  • выработка креативного подхода в деятельности (художественной и др.);

  • улучшение мелкой моторики, усложнение речи и мышления;

  • развитие интенсивности и осознанности по отношению к природным объектам.

К воспитательным задачам относятся:

  • позитивное отношение к объектам, служащим для формирования образа (сказочные персонажи, растения, животные и др.);

  • закладка мировоззренческих основ отношения к миру природы (формирование субъектно-этического и объектно-охранного отношения к природе.);

  • выработка гуманистической позиции к общественным и культурным ценностям.

Дифференцированность заданий по уровням сложности позволяет вести работу в разновозрастной и разноуровневой группе в одно время и по одной теме.

В основу содержания программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает их интересы, возрастные и личностные особенности;

  • единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать природные явления, произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с природными явлениями и народным искусством как средствами нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • направленность на активное развитие у обучающихся эмоционально–эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Выстраивание связей между восприятием и мышлением, выраженные в создании символов и знаков таким образом, что какие-то формы в данном конкретном обществе в данное конкретное время приобретают культурологическое значение и несут дополнительную информацию для того, кто посвящен в эту образную систему. Отдельная педагогическая задача – усовершенствовать восприятие, «окультурить» его путем целенаправленного и планомерного развития наблюдательности, сформировать систему восприятия через предметность к абстрактным формам.

Обосновывается выбор определенного конкретного сюжета, имеющего наибольшее педагогическое воздействие на детей, как по периоду развития, так и по социально-культурному характеру.

Программа рассчитана на 1 учебный год (2 часа, 1 раз в неделю).

Программа может быть реализована в системе дополнительного образования как в средней школе, в общеобразовательной или профильной, во внеклассной работе, так и в учреждениях дополнительного образования. Программа имеет региональный компонент. Итогом работы учащихся могут быть организация и проведение тематических выставок и конкурсов.

Ожидаемые результаты.


К концу обучения учащиеся будут:

  • иметь представления об основных и составных цветах;

  • ознакомятся с сезонными изменениями в природе;

  • знать названия наиболее встречаемых в регионе видов растений и животных;

  • иметь первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве;

  • знать некоторые особенности художественных приемов изобразительного народного творчества;

  • знать примеры народного искусства родного края.

  • рисовать простые формы путем «лепки» изображения «от пятна»;

  • рисовать предмет с помощью соотнесения цветов предмета и фона (без линий построения);

  • изображать картину природы, характерную для каждого времени года;

  • узнаваемо изображать некоторые (наиболее встречаемые) виды растений и животных.

  • владеть основным минимумом терминов;

  • владеть техникой рисования акварелью «по-мокрому» основными цветами (желтый, синий, красный).


Учебно-тематический план


Младший школьный возраст

№№ и темы

занятий

Общее количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

1

2

3

4

5

1. Вводное занятие.

1 ч.

1 ч.



2. Синий цвет.
Желтый цвет. Красный цвет. Кто с кем дружит?

2 ч.

40 мин.

1 ч.20 мин.


3.Краски осени. Рассматриваем деревья, собираем листья.

2 ч.



2 часа

4.Продолжение темы.
Осенние листья.

2 ч.

20 мин.

1 ч.40 мин.


5.Осенний дуб. (Береза).

2 ч.

20 мин.

1 ч.40 мин.


6.Грибы.

2 ч.

20 мин.

1ч.40 мин.


7.Улитка.

2 ч.

40 мин.

1ч.20 мин.


8-9. Подготовка животных к зиме. Еж. Белка.

4 ч.

40 мин.

3ч.20 мин.


10-11. Продолжение темы. Мышь. Ласточка

4 ч.

40 мин.

3ч. 20 мин.


12-13. Северные сказки. Волшебная раковина. Кит.

4 ч.

40 мин.

3ч.20 мин.


14. Царство зимы. Снежинки. Морозные узоры

2 ч.

20 мин.

1ч.40 мин.


1

2

3

4

5

15. Птицы зимой. Кормушки для птиц. Синицы. Воробьи.

2 ч.

40 мин.

20 мин.


16. Продолжение темы. Снегири. (Клест).

2 ч.

20 мин.

40 мин.


17-18. Рождественские легенды. Ель. Рождественская роза.

4 ч.

40 мин.

3ч. 20 мин.


19. Контраст зимнего пейзажа (холод) и жилого дома (тепло).

2 ч.

20 мин.

1ч.40 мин.


20. Музей декоративно-прикладного народного искусства.

2 ч.



2 ч.

21-22. «Лето» в доме – росписи растительными орнаментами на предметах народного быта.

4 ч.

40 мин.

3ч.20 мин.


23. Метаморфозы в растительном мире. (Почка в развитии).

2 ч.

40 мин.

1ч.20 мин


24. Цветущая яблоня. (Вишня).

2 ч.

20мин.

1ч.40 мин.


25. Древо жизни.

2 ч.

40мин.

1 ч.20 мин.


26 .Условия прорастания семян. (Росточек).

2 ч.

20 мин.

1 ч.40 мин.


27-29.Легенды о цветах. Тюльпан. Мак. Кубышка желтая. Одуванчик. Фиалка.

6ч.

1 ч.

5 ч.


30-31. Весна в жизни птиц (парка, леса и др.)
Птицы и гнезда. Дятел. Синица. Малиновка. Иволга. (по выбору).
32. Птицы водоема – утка и утята.

6 ч.

1 ч.

5ч.


33-36. Развитие насекомых. Гусеница. Бабочка. Жуки (майский жук, бронзовка, божья коровка – по выбору). Кузнечик.

8 ч.

2 ч.

6 ч.


37. Заключительное занятие.

1ч.

1 ч.



Итого:

72 ч.

15 ч.

53 ч.

4 ч.


Содержание программы


1. Вводное занятие. Беседа о содержании программы и режиме работы на текущий год. Инструктаж по ТБ (правила поведения на занятиях, специфика работы с используемыми материалами).

2.«Сказки про краски». «Синий цвет – холодный и теплый, светлый и темный». Создание образа Синего цвета с помощью ультрамарина, кобальта, голубой фц.

«Желтый цвет – сияющий, теплый, золотой». Создание образа Желтого цвета с помощью кадмия лимонного, кадмия желтого среднего, золотистой. Взаимоотношения цветов (зелёный.)

«Красный цвет – активный, холодный и теплый, алый и розовый». Создание образа Красного цвета с помощью кармина, краплака, алой.

Освоение правил смешивания простых цветов для получения сложных. «Праздничный хоровод – Желтый и Красный. Гость – Оранжевый». Продолжение освоения правил смешивания цветов. «Сказка о том, как поссорились и помирились Красный и Синий». (Фиолетовый – «успокоившийся» Красный). ( Легенда о фиолетовом змее.)

Составление сложного цвета из 2-х простых. «Кто с кем дружит?» Ознакомление с основными сочетаниями цветов – холодных и теплых. Освоение создания составных цветов из простых и смешанных. Все цвета – от коричневого до серого на одном листе.

3,4,5. «Краски осени». Экскурсия в осенний парк (лес).

Словесное (устное) создание образа Осени. Изучение натуры – осенних листьев. Жилкование листьев и их форма, взаимосвязь. Цвета осени на одном листе. Характер деревьев. Деревья осенью.

6. Знакомство с царством грибов в сказочной форме (или занимательной истории в зависимости от возрастного состава группы). Колористическое разнообразие. Техника отмывки.

7. Улитка. Единая история, соединяющая деревья, листья, грибы и улитку. Цепи питания в занимательной сказочной истории.

8, 9, 10, 11. Подготовка животных к зиме. Еж – животное хорошо знакомое детям, имеет простую форму, обсуждая с учащимися строение ежа легко активизировать их зрительную память. В то же время, еж очень интересное животное с точки зрения биологии.

Белочка – животное, неизменно вызывающее симпатию, очень подвижное. Собственное движение оранжевого цвета сходно с движением животного в ветвях деревьев. Единство мира. (Можно использовать известные сказки, например «Дюймовочку» Г.Х.Андерсена (мышь, ласточка).

12, 13. Народное творчество. Богатый литературный материал о природных явлениях в сказках северных народов. Наиболее выразительные, и одновременно доступные для детей образы – о раковина и кит (возможны и другие – осьминог, морской еж, морские звезды и т.д.). Рассказ о декоративно-прикладном искусстве народов севера, его отражении в устном народном творчестве.

14. Для развития внимания и наблюдательности учащихся очень хорошо в зимние месяцы дать задание: внимательно разглядеть и запомнить строение снежинок и морозных узоров. Сравнение кружевных узоров с природными. Рождение искусства из впечатлений от окружающего мира природы. Единство мира.

15,16. Птицы зимой. Снегири, синицы, клест и др. Создание образа Зимы с помощью холодных цветов.

17,18. Рождественские легенды. Ель. «Легенда о рождественской Розе». Рисование розы на снегу. «Вифлеемская Звезда». Зачитывание отрывка из адаптированной Детской Библии. Рисование сюжета на тему (звездное небо или ночной пейзаж)

19. Зимний пейзаж. Холодные цвета, теплые цвета - окно, дом.

20,21,22. Экскурсия, знакомящая учащихся с декоративно-прикладным искусством родного края. Образы народного искусства, связь с бытом и природой. Единство мира. «Лето в доме» характерно для северных областей. Экологичность предметов народного быта.

23,24,25. Метаморфозы мира растений и их отражение в народном искусстве.

26,27,28,29. Весенние явления в жизни растений (прорастание семян, цветение). Легенды о Цветах. (Тюльпан, мак, ирис, одуванчик, фиалка и др.)

30,31,32. Весна в жизни птиц. Рассказ о сезонных изменениях в жизни птиц (весна: гнезда, птенцы). Дятел. Утка и утята. («Сказка о гадком утенке» Г.Х. Андерсена). Беседа об отличии образа жизни птиц леса и птиц водоема.

33,34,35,36. Метаморфозы в мире насекомых. Удивительные превращения. Гармония цвета.

37. Заключительное занятие.

Отбор, оформление работ обучающихся. Обсуждение и оформление экспозиции. Итоговая выставка творческих работ учащихся.

Оборудование, необходимое для реализации программы

  • кисти (щетина плоская, №12, №8), (синтетика, №5, круглая);

  • губка;

  • планшет 30x40;

  • акварель (в кюветах): кадмий лимонный, кадмий желтый средний, золотистая, кармин, краплак, алая, ультрамарин, кобальт, голубая фц;

  • бумага (акварельная) А3

  • карандаши восковые (12 цв.)

  • карандаши простые (H, HB, B)

Рекомендуемая литература


  1. Борейко В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Т.1, изд. 2-е, Киев , 1999.

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М. «Просвещение», 1994.

  3. Гейдельбранд К. О душевной сущности ребенка. Минск. « Полифакт». 1991.

  4. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Минск. «Белорусская энциклопедия». 1994.

  5. Ийохансен И. Истории к праздникам года. Калуга. «Духовное познание», 1993.

  6. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. М. ТЦ Сфера , 2002.

  7. Краних Э.М. Растения как образы душевного мира. М. «Парсифаль», 2001.

  8. Краних Э.М., Громан Г. Изучение животных по методу Гете. М. «Парсифаль», 1995.

  9. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М., Высш.шк., 1992.

  10. Кравчунас Б.К. Детское рисование как художественное творчество. СПб., «Аркада», 2002.

  11. Лободина С.В. Способности ребенка. Как их развить? СПб. «Диалог»,2006.

  12. .Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. М. 1994.

  13. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. М., Амрита-Русь, 2007.

  14. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. . М., Амрита-Русь, 2004.

  15. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или Искусствотерапия» : - М., 1996 г.

  16. Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование. М., ЦНХО, 1993.

  17. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. М. «Школьные технологии», 2006.

  18. Погосова Н.М. Погружение в сказку. СПб. «Речь», 2006.

  19. Полунина В.Н. Солнечный круг. М., 2003.

  20. Экологические корни культуры. Сост. В. Бугровский. Москва – Кызыл. «Слово» , 1999.

  21. Юлиус Фритс. Метаморфоз. Ключ к пониманию произрастания растений и человеческой жизни. СПб., «Дамаск», 1999.

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М. «Смысл», 2000.



Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей