0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Сионова М.Н., Алексеев С.К.   Некоторые формы организации дополнительного экологического образования учащихся (учебная программа для слушателей курсов повышения квалификации учителей).   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III   Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2007 C. 85-89.




Некоторые формы организации дополнительного экологического образования учащихся

(программа для слушателей курсов повышения квалификации учителей)


М.Н. Сионова1, С.К. Алексеев2

1Калужский государственный педагогический университет

2Калужский областной эколого-биологический центр учащихся


Пояснительная записка

Дополнительное эколого-биологическое образование является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования школьников. Традиционно оно осуществляется по двум направлениям: внеурочное и внешкольное.

К настоящему времени сложились разнообразные формы и методы работы по дополнительному экологическому образованию и воспитанию. Многие из них широко используются в деятельности педагогов Калужской области. Вместе с тем проблема недостатка информации по организации той или иной формы экологического образования и воспитания учащихся остается нерешенной.

Цель данной учебной программы: ознакомление педагогов Калужской области с наиболее распространенными формами работы по дополнительному экологическому образованию и воспитанию учащихся.

Программой предусмотрено ознакомление с общими подходами к организации дополнительного экологического образования на федеральном и региональном уровнях, блоки теоретических и практических занятий по освоению конкретных форм педагогической деятельности, обмен опытом между слушателями курсов.

Общий объем программы – 110 учебных часов. Распределение часов по отдельным блокам представлено в учебно-тематическом плане. Около 30% учебного времени отведено практическим занятиям, которые представляют собой своеобразный тренинг по отработке навыков использования предлагаемых форм и методов дополнительного экологического образования, разработке конкретных мероприятий с экологическим содержанием.

Программа может быть реализована в полном объеме на курсах повышения квалификации педагогов образовательных учреждений. Отдельные ее блоки можно использовать для организации тематических научно-практических семинаров (тренингов).

Планируемые результаты обучения:


  • углубление теоретической подготовки слушателей по вопросам организации дополнительного экологического образования;

  • расширение системы знаний по организации экологических лагерей, учебных экологических троп, системы научно-исследовательской деятельности учащихся, работы школьных лесничеств;

  • освоение слушателями теоретических и практических вопросов составления учебных программ;

  • овладение минимальными практическими навыками по использованию предлагаемых в программе форм организации дополнительного экологического образования.


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Общее

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Основные направления и формы организации дополнительного экологического образования

6

4

2

Разработка образовательных программ эколого-биологической направленности

12

8

4

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в области экологии и биологии

30

18

12

Организация и проведение экологических лагерей

18

10

8

Создание экологических троп и малых школьных заказников

12

8

4

Роль учебно-опытного участка в экологическом образовании

12

6

6

Экологическое образование и просвещение в школьных лесничествах

18

12

6

Заключительное занятие

2

2

-

Итого:

110

68

42

Содержание программы

Тема 1. Основные направления и формы организации дополнительного экологического образования (6 часов)

Основные формы и направления современного дополнительного экологического образования. Состояние экологического образования и воспитания в Калужской области. Формы и направления дополнительного экологического образования и воспитания, используемые педагогами региона.

Семинар: обмен опытом работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся между слушателями курсов.


Тема 2. Разработка образовательных программ эколого-биологической направленности для внеклассных и внешкольных объединений

(12 часов)

Соотношение понятий «образовательный проект» и «образовательная программа». Классификация программ дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Некоторые особенности разработки авторских образовательных программ.

Подготовительный этап составления образовательной программы. Логика построения и структура образовательной программы. Составление пояснительной (объяснительной) записки. Оформление учебно-тематического плана. Содержание программы. Методические указания и замечания по реализации программы. Подготовки списка литературы, используемой в процессе реализации программы.

Основные критерии рецензирования и оценки эффективности образовательной программы эколого-биологической направленности.

Практическая часть
Составление рецензии на образовательную программу экологической направленности.
Презентация атворских образовательных программ, разработанных слушателями курсов.


Тема 3. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в области экологии и биологии (30 часов)

Роль научно-исследовательской работы учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования и воспитания детей, ее методическое обеспечение. Основные направления экологических исследований учащихся образовательных учреждений Калужской области. Научное общество учащихся, его цель и задачи.

Принципы организации детских научных исследований. Выбор темы и ее теоретическое обоснование. Определение цели, задач исследования. Выбор методики проведения научного исследования. Способы фиксирования результатов.

Основные правила организации и проведения полевых исследований. Основные правила организации и проведения камеральной обработки собранного материала. Основные компьютерные программы, используемые для обработки данных. Статистическая обработка данных.

Оформление отчета (статьи, работы) по результатам проведенного исследования. Подготовка наглядно-иллюстративного материала. Составление устного сообщения (научного доклада) о проведенном исследовании.

Примерные требования к содержанию научно-исследовательских работ (проектов), представляемых на региональные и федеральные конкурсы. Примерные критерии оценки научно-исследовательских проектов, представляемых на региональные и федеральные конкурсы.

Рекомендации по организации научно-исследовательских работ учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Практическая часть

  • Разработка программ конкретных научных исследований.

  • Камеральная обработка результатов исследования.

  • Компьютерная обработка данных.

  • Оформление отчета (на примере результатов конкретного научного исследования).

  • Составление презентации научно-исследовательского проекта.


Тема 4. Организация и проведение экологических лагерей (18 часов)

Понятие «экологический лагерь». Существующие подходы к проведению экологических лагерей. Образовательно-воспитательные функции, цели и задачи экологических лагерей. Оздоровительные функции экологических лагерей. Организация занятий по технике безопасности в экологическом лагере.

Организация учебно-воспитательного процесса в экологическом лагере: подготовительный этап (разработка программы проведения с учетом конкретных условий ее реализации); характеристика основных форм и методов учебной работы с участниками лагеря (лекционные, экскурсионные, практические, самостоятельные занятия), их соотношение в зависимости от конкретных условий проведения лагеря; проведение массовых акций и мероприятий экологической направленности.

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках экологического лагеря. Примерные темы исследовательских работ.

Практическая часть

Анализ программ экологических лагерей, выявление их достоинств и недостатков.

Разработка и защита проектов проведения 5-дневного экологического лагеря (в заданных условиях) с использованием собственного опыта работы в данном направлении.


Тема 5. Создание экологических троп и малых школьных заказников

(12 часов)

Разнообразие экскурсионных троп. Отличительные особенности экологической тропы. Выбор места для организации экологической тропы. Разработка маршрута и описание тропы. Оборудование тропы. Контроль за состоянием тропы. Роль инструкторов-экскурсоводов в осуществлении экологического образования и воспитания учащихся. Учебно-познавательные игры на экологической тропе. Диагностика эффективности экологической тропы.

Разнообразие особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Особо охраняемые природные территории Калужской области. Формы экологического образования и воспитания на ООПТ Калужской области. Организация школьных микрозаказников. Эколого-биологические исследования в школьных микрозаказниках. Летопись природы.

Практическая часть

Разработка маршрутов и аншлагов для экологических троп. Экскурсия в заповедник «Калужские засеки».


Тема 6. Роль учебно-опытного участка в экологическом образовании

(12 часов)

Возможности учебно-опытного участка в реализации экологического образования и воспитания школьников. История учебно-опытных участков в Калужской области.

Экологические отделы на учебно-опытных участках.

Организация исследовательской деятельности учащихся на учебно-опытных участках. Примерные темы исследовательских работ.

Практическая часть.

Ознакомление с основными методами проведения экологических исследований в агроэкосистемах.


Тема 7. Школьные лесничества как форма организации

дополнительного экологического образования (18 часов)

История школьных лесничеств Калужской области. Возможности школьных лесничеств в реализации экологического образования и воспитания школьников.

Организация исследовательской деятельности учащихся в школьных лесничествах. Организация и проведение мониторинга лесных экосистем.

Практическая часть.

Ознакомление с основными методиками экологического обследования лесных экосистем.

Заключительное занятие – семинар по итогам курсов.



Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей