0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Кузьмичев В.Е.   Рекреация и природные рекреационные ресурсы.   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III   Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2007 C. 71-80.




Рекреация и природные рекреационные ресурсы


В.Е. Кузьмичев

Калужский государственный педагогический университет

им. К.Э. Циолковского


Два взаимосвязанных, непрерывно сменяющих друг друга процесса: затраты жизненных сил и их восстановление – являются основой жизнедеятельности любого человека.

Процесс восстановления жизненных сил человека обозначается термином рекреация, который представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Рекреация означает индивидуальный или коллективный вид деятельности, осуществляемый в часы досуга на основе свободного выбора, доставляющий удовлетворение и радость сам по себе и не стимулируемый извне ради какой-нибудь награды.

Обеспечивают восстановление жизненных сил человека природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы. Природные ресурсы рекреации отличаются значительным разнообразием. Специфическими характеристиками природных комплексов являются:

○ специфические рекреационные ресурсы (теплое море, минеральные источники, горнолыжные трассы, экзотические растения и животные, уникальные геологические образования, климатические особенности и т.д.);

○ рекреационный потенциал (емкость, устойчивость, комфортность, разнообразие, привлекательность и т.д.);

○ наличие и состояние технических систем (материальной база и рекреационная инфраструктура, обеспечивающие обычную жизнедеятельность отдыхающих и обслуживающего персонала и удовлетворяющих специфические рекреационные потребности);

○ наличие квалифицированного обслуживающего персонала, который с помощью технических систем производит, собирает, сохраняет и доставляет отдыхающим комплекс услуг, удаляет отходы.

Оздоровительная деятельность состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных, досуговых программ для различных групп населения с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, устранение производственного напряжения, а также в необходимом повышении образовательного и духовного потенциала. Обязательно следует учитывать характер труда, его объём и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности. С точки зрения производимого на человеческий организм эффекта, рекреация – это процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма.

Рекреация – не только отдых. Рекреационная деятельность служит своеобразным «предохранительным клапаном» живого организма, это природная защитная функция человеческого организма и одновременно защитная реакция социума. Она позволяет сохранить генофонд человечества, и, прежде всего этнический генофонд.

На выбор того или иного места отдыха в первую очередь оказывают влияние природные условия: наличие водоема и леса, красивых живописных мест, а также тишина, покой, уединенность, возможность заниматься своим любимым делом – играми, рыбной ловлей и т.п. Имеет значение близость места отдыха к дому, возможность удовлетворить свои познавательные интересы, удобная транспортная связь с домом, развитие культурно-бытовой сети.

Соприкосновение отдыхающих с природой в зонах рекреации бывает двояким: с нетронутой, естественной природой и с природой, несколько видоизмененной, приспособленной для целей рекреации и приема посетителей (как введением дополнительных элементов оборудования, так и частичным изменением самих природных компонентов ландшафта – искусственные водные бассейны, реконструкция леса или новые насаждения и т.п.)

В местах концентрации отдыхающих нельзя оставить природу «в чистом» виде, так как это грозит утратой многих ее качеств. Поэтому приспособление и оборудование отдельных участков природного ландшафта для рекреации – неотъемлемая и важная часть при создании большинства рекреационных центров и зон.

Зона рекреации должна быть размещена за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий, с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения и источникам шума.

Рекреация – деятельность человека, направленная на восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища или существенное изменение стандарта поведения.

Рекреацио (лат.) – буквально «восстановление». Рекреация – (устаревшее) зал для отдыха после занятий в учебных заведениях.

Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии «Теория рекреалогии и рекреационной географии». Среди исследователей общепризнанно определение рекреалогии как науки о процессах и методах восстановления живых сил человека (Зорин, 2002).

Из всего многообразия признаков рекреации главными, определяющими ее сущность, принято считать следующие:

○ осуществляется в свободное время,

○ носит деятельный характер;

○ построена на добровольной, самодеятельной основе.

Отдых, рекреационная деятельность – это не только перемещение в приятное и удаленное место, но и поиск разнообразия. Так, люди, профессионально связанные с постоянными переездами мечтают о возможности побыть дома, в кругу семьи. Для полноценного отдыха не обязательно куда-то ехать, надо кардинально изменить привычный образ жизни. Другими словами, смена деятельности – это основа отдыха.

Рекреация – это не только познание чего-то нового, отдых, но и реакция на стресс, утомляемость. Чем более стрессовые условия жизни человека, тем больше его потребность в рекреации.

Рекреационные ресурсы – это объекты и явления природного и антропогенного происхождения какой-либо географической единицы, обладающие ценными медико-биологическими, психолого-эстетическими или научно-познавательными свойствами, используемые в целях рекреации.

Рекреация никогда не существовала сама по себе, она является продуктом социального и культурного развития человечества. Люди занимались рекреацией всегда, но конкретные особенности рекреационной деятельности изменялись с эволюцией общества. Причем, ценность рекреационной деятельности заключается не только в восстановлении сил для трудовой деятельности, но и в самом процессе отдыха.

Сейчас мы наблюдаем новый этап развития рекреационной деятельности. Для него характерно массовое стремление людей к отдыху вдали от привычных мест, стремительно развивающимися возможностями средств транспорта и сферы туристических услуг.

Природные рекреационные ресурсы включают рекреационные ландшафты, биоклимат, гидроминеральные и другие ресурсы. Обязательным условием пригодности природных рекреационных ресурсов является экологически благополучное состояние природной среды.

Как и любые другие, рекреационные ресурсы небезграничны, они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и, естественно, стоимость.

Рекреационное ресурсоведение должно отражать выявление, оценку, условия эксплуатации и охрану рекреационных ресурсов.

Наиболее полно исследованы природные лечебные ресурсы, однако существует опасность их разрушения и утраты.

Одной из основных мер охраны рекреационных территорий является использование их по назначению.


Рекреационные циклы

По частоте повторяемости выделяют пять типов рекреации: суточный отдых, недельный отдых, квартальный отдых, ежегодный отдых, жизненный отдых (Николаенко, 2001).

1. Суточный отдых – цикл 24 часа. Непосредственное время, отводимое для отдыха – 4-6 часов. Активный или пассивный отдых недалеко от места жительства. Но с развитием средств транспорта возможны и перемещения для отдыха на значительные расстояния и использование разнообразных форм отдыха.

2. Недельный отдых (week-end) – цикл 7 суток. Среднее время 6-8 часов. Посещение близлежащих мест, пригодных для отдыха (парков и др.).

3. Квартальный отдых – цикл средней длительностью 65-90 суток. Длительность около 8 часов. Однодневные посещения не очень удаленных мест, экскурсии и т.д.

В случае отсутствия перемещений значительно изменяется стандарт поведения – традиционные праздники (например, Новый год).

Возможно перемещение на значительные расстояния, поездки к друзьям, родственникам.

Но человек в принципе не выпадает из повседневного ритма жизни, остается вовлеченным в основную деятельность.

4. Ежегодный отдых – цикл, продолжительностью 365 суток. Непосредственное время, отводимое для отдыха 10-14 суток. Только такой срок позволяет человеку полностью отстранится от повседневных забот и полноценно отдохнуть.

Обычно связан с пребыванием в отдаленных от места жительства местах, привлекательных по каким-то причинам (познавательным, религиозным, эстетическим, культурным, спортивным, гастрономическим, лечебным…).

Современное развитие транспорта сделало дальность перемещений предельным (т.е. неограниченным).

Ежегодный отдых возможен и на постоянном месте жительства. Но при этом существенно изменяется стандарт проведения времени.

5. Жизненный отдых – цикл, охватывающий 10-15 лет. Время отдыха 10-30 суток.

Является проявлением потребности в коренной встряске привычного уклада жизни. Часто приурочивается к уникальным событиям в жизни (свадебное путешествие).

Подготовка и планирование (в том числе и накопление средств) может занять много лет. Это: кругосветное путешествие, поездка по памятным местам детства и юношества, посещение боевых друзей, совместное празднование юбилея выпуска из учебного заведения. Могут быть и случайные совершенно неожиданные причины.

Это тип отдыха нерегулярен и проявляется не у всех людей.

Радиус перемещений в каждом следующем типе рекреации нарастает. Самые малые расстояния в суточном цикле, годовой и жизненный типы практически не зависят от расстояний.


Пространственные особенности рекреации

По пространственному признаку выделяют два стандарта рекреации: пассивный и активный.

Пассивная рекреация – отдых по месту своего основного места жительства. Проводиться вблизи основного места жительства (сквер, парк, ближайший пригород, посещение театра, музея и т.д.). Перемещение туда и обратно не требует специального планирования и ощутимых финансовых затрат (например, проезд на рейсовом автобусе).

Активная рекреация – отдых с перемещением на значительные расстояния, за пределы своего основного места жительства. Проживание на новом месте (в гостинице, кемпинге, палатке и т.п.).

От указанных выше стандартов рекреации следует отличать пассивные и активные рекреационные занятия.

К пассивными рекреационным занятиям относятся, например, солнечные и воздушные ванны в покое. Осуществляются они обычно в условиях пляжа. Люди при этом обнажены. Этот вид рекреации предъявляет жесткие требования к погоде.

Активные рекреационные занятия: прогулки, спортивные игры и т.д. Активные физические занятия вызывают повышенную теплопродукцию. Причем, во время активной рекреации люди обычно одеты. И хотя в этом случае обычно используется легкая одежда, в сочетании с повышенной теплопродукцией это делает комфортными более низкие температуры воздуха, чем для пассивной рекреации. Требования к погоде менее жесткие в сравнении с пассивной рекреацией.

Стандарты рекреации и интенсивность отдыха связаны со степенью освоенности данного пространства или конкретной территории.


Типы освоенности пространства

1. Неизвестное пространство – люди могут иметь определенные сведения об этом пространстве, но никогда не бывать там. Посещение требует огромных организационных и финансовых затрат. Например, посещение Антарктиды – это пока привилегия профессионалов-полярников.

Существуют недоступные для посещения территории из-за существующего там политического строя или суровых природных условий и других особенностей.

2. Пионерное пространство – находящееся на начальном этапе освоения. Привлекательно для путешествий и спортивного туризма. Например, малодоступные районы Сибири.

3. Периферия – слабо освоенное пространство. Районы, менее освоенные по сравнению с существующими центрами промышленности, культуры. Такие районы привлекательны для жителей мегаполисов и отдаленных территорий. Место массового малозатратного отдыха: сельскохозяйственный туризм, сплав по рекам, сбор ягод, грибов и т.д.

4. Место (историческое или другое) – место, наполненное историческим смыслом и значением.

Может обозначать очень маленькую и очень большую территорию (местность). В отличие от понятия «ландшафт», понятие «место» содержит в себе и физико-географическое, и культурно-историческое значение

Красная площадь, Кремль – особенные места для русских людей, независимо от их проживания. Мекка, статуя Свободы, Эйфелева башня – места, наполненные определенным смыслом и ценностями для людей определенной социо-культурной общности.

Куликово поле, Бородино, стояние на Угре, Болдино, Ясная Поляна – пространства – свидетели исторических событий, символы национальной гордости и культурных традиций.

Малая родина, историческая родина – это обычно знаковое место для большинства людей.

5. Свое пространство – пространство, закрепленное за определенной общностью людей. Близким по смыслу является понятие «homeland».

Территория, на которой человек легко ориентируется не только в географическом смысле, но и в культурном, этническом, религиозном и других местных аспектах. Это может быть малая родина, место постоянного проживания. Различные землячества часто объединяют людей по признаку принадлежности к конкретному пространству.

6. Чужое пространство – закрепленное за другим социо-культурным образованием пространство.

Часто отделено государственной границей. Возможны этнические и национальные разграничения. Например, нейтральный иностранец зачастую может свободно перемещаться по территории враждующих соседних этнических или государственных образований.


Стандарты рекреационной деятельности

В каждой социо-культурной системе существуют свои фиксированные образы и наиболее популярные стандарты ежегодного, квартального, недельного и суточного отдыха (Николаенко, 2001).

Стандарт рекреационной деятельности – традиционно сложившийся комплекс рекреационных занятий, соответствующий тому или иному типу отдыха, климатогеографическим условиям, индивидуальным и групповым потребностям отдыхающих.

I. Наиболее популярными стандартами ежегодного отдыха являются следующие перемещения:

  • поездки к теплому морю в летнее время – наиболее популярный вид отдыха;

  • поездки в большие города (такие как Лондон, Париж, Нью-Йорк, Москва) с целью совершения покупок и посещения обладающих мировой известностью культурно-исторических объектов, выставок, театров и развлекательных шоу, а также ресторанов, казино и т. п.;

  • посещение небольших городов, переживших свою славу и расцвет;

  • посещение миниатюрных государств;

  • «торговый» туризм, шоп-туры.

  • «винные» или «кулинарные» туры –: посещение известных винодельческих регионов, знакомство с местными винами и кухней;

  • посещение тематических рекреационных парков (« Мир Диснея » в штате Флорида, «Диснейленд» в штате Калифорния) и крупных развлекательных центров (Атлантик-Сити, Лас-Вегас);

II. Природные ресурсы рекреации имеют более выраженное значение в следующих популярных стандартах отдыха:

  • отдых и восстановление здоровья на курортах с мировым именем;

  • поездки к уникальным природно-географическим объектам;

  • экскурсии в экзотические места с самой роскошной природой или экстремальными природными условиями;

  • охотничий и рыболовный туризм, например, сафари в Африке, рыбалка на Камчатке;

  • морские и речные круизы, туристические поезда.

III. Рекреационные занятия с квартальным и недельным циклом также достаточно разнообразны:

  • отдых на водоемах (купание, солнечные ванны, подвижные игры);

  • однодневные туристические прогулки, пикники в лесах и на берегах водоемов, отдых в палатках;

  • организованные туристические маршруты по воде и суше, сплав по рекам (с остановкой на берегах),

  • сбор грибов, цветов, ягод, рыбалка, охота;

  • наблюдение за животными, фотоохота.

Деловые и учебные поездки также имеют существенную рекреационную составляющую.

В последнее время в России получает распространение экзотический туризм («свободные спуски» на горных лыжах, монолыжах, серфах и т.д.).

Интерес туристов привлекают и такие виды экзотического туризма как «ностальгический туризм» («по местам боев»), путешествие к северному полюсу на атомоходе, посещение атомной подводной лодки, АЭС, саамских поселений и др.

Значительная часть традиционных стандартов отдыха может быть реализована в любое время года, а не только летом.


Методы оценки рекреационных ресурсов

Существуют различные методы оценки, но самой распространенной и наиболее соответствующей рекреационному анализу территории является оценка степени благоприятности тех или иных параметров для рекреационного использования.

Методы разведки природных рекреационных ресурсов включают оценку ландшафтов, местных биоклиматических условий, экологического состояния природной среды, общую и детальную разведку минеральных вод и лечебных грязей.

Эффективность отдыха определяется возможностью сочетания разных видов занятий, что предполагает необходимость комплексного подхода к оценке ресурсов. При оценке ресурсосочетаний важно выявить вес и значимость отдельных компонентов, составляющих общую ценность природного комплекса. Существует несколько подходов к оценке природных рекреационных ресурсов:

1) технологическая оценка – функциональная пригодность для того или иного вида рекреационной деятельности, отсутствие возможности неблагоприятных и опасных стихийных процессов (оползней, лавин, обвалов, селей), техногенных аварий, а также санитарно-гигиеническое состояния территорий;

2) физиологическая оценка – оптимальность сочетания биоклиматических параметров, воздействующих на организм;

3) психологическая оценка – степень комфортности, соответствие ожиданиям, потребностям отдыхающих – основой ее определения служит разработка допустимого уровня контактов отдыхающих в процессе пребывания на природе;

4) эстетическая оценка – соответствие элементов ландшафта эстетическим нормам, сочетание разнообразия, контрастности пейзажей с эмоциональными особенностями их восприятия конкретными людьми;

5) экологическая оценка – учет взаимовлияния факторов естественных экосистем и рекреационной нагрузки, процессов рекреационной сукцессии, планирование обязательных мероприятий и затрат на охрану окружающей среды;

6) экономическая оценка – стоимость природных угодий и трудовых ресурсов, вовлеченных в рекреационную деятельность, для расчета туристской ренты, без взимания которой невозможна длительная эксплуатация этих угодий.

Возможно добавление и других критериев, объединение или более мелкое дробление предложенных выше, но только после обоснования их реальной необходимости в каждом конкретном случае.

Оценка рекреационных ресурсов также должна учитывать степень изученности природных и культурных комплексов для использования их в той или иной рекреационной деятельности.

Для комплексной оценки степени благоприятности природных ресурсов для рекреации оптимальным является применение трехбалльной системы, так как она позволяет сопоставлять ландшафтную, биоклиматическую, экологическую и другие оценки территории и получать комплексную характеристику.

Трехбалльная шкала позволяет оценивать определенный параметр как благоприятный, промежуточный или неблагоприятный. Для более глубокой оценки (например, степени рекреационной дигрессии ландшафта) возможно введение и пятибалльной шкалы.

Некоторые характеристики также условно могут быть подразделены на активизирующие тот или иной вид рекреации, либо лимитирующие его. Например, частота полярных сияний может быть отнесена к активизирующим факторам развития познавательной и оздоровительной рекреации, т.к. полярные сияния представляют собой природный феномен, привлекающий туристов. Напротив, большое число дней с осадками является лимитирующим фактором, как для зимнего, так и для летнего отдыха.

В зависимости от преобладающей цели отдыха рекреационные ресурсы делятся на лечебные, спортивные, познавательные (информационные), трудовые и др.

Лечебные ресурсы предназначены для лечения и отдыха населения. Они имеют свои особенности в использовании и охране. К ним относятся: минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат. А также природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», 1995).

При оценке лечебных ресурсов принимают во внимание:

  • объем запасов (минеральных вод, лечебных грязей);

  • площадь ценных рекреационных территорий; экскурсионный потенциал туристских центров (в часах);

  • площадь распространения ресурсов;

  • период возможной эксплуатации (продолжительность рекреационных сезонов).

Познавательные ресурсы – информация о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученная туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

Можно выделить следующие типы познавательных ресурсов:

  • сведения о материальных объектах, расположенных вдоль трассы туристского маршрута и обладающих исторической, художественной, научной или познавательной ценностью;

  • топонимика городов, сел, деревень, природных урочищ, связанные с ними легенды и мифы,

  • литературные произведения, научные труды, путеводители, карты, художественные альбомы, фотографии, аудио- или видеопродукты;

  • люди, владеющие необходимой информацией и умеющие передать эту информацию в интересной для туристов форме.

Мифы, изложенные в местных легендах и преданиях часто отражается в путеводителях, туристских картах, интерьере отелей, ресторанов, салонов туристского транспорта, музыкальном сопровождении маршрута.

Трудовые ресурсы – трудоспособное население, вовлеченное в сферу обслуживания отдыхающих.

Особая сложность в оценке рекреационных ресурсов состоит в том, что их надо рассматривать как с позиций организаторов отдыха, природоохранных служб, так и с позиций отдыхающих. Рекреационная оценка относится к разряду социальных. Она базируется на анализе реального и потенциально возможного отношения отдыхающих к условиям отдыха. Этот потенциал следует рассматривать с учетом географического положения рекреационной территории относительно системы расселения и развитости инфраструктуры.


Рекомендуемая литература

1. Веденин Ю.А. Оценка природных условий для организации отдыха. М. Меркурий, 1969. – 198 с.

2. Дроздов А.В. Экологический императив и рекреационная география. // Известия РАН. Серия географическая. – 1998. - №4 с.92-94

3. Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры, 2002, №11.

4. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие для студентов. - М.: РМАТ, 1999. – 135с.

5. Николаенко Д.В. Рекреационная география: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288с.

6. Преображенский В.С. Теоретические основы рекреационной географии. М., 1975.

7. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.



Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей