0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Паршутина Л.А.   Привлечение учащихся к изучению биоразнообразия родного края, как одно из направлений экологического образования в учебных учреждениях г. Обнинск   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I.   Под ред. В.В. Королева и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2004 C. 196-199.



Привлечение учащихся к изучению биоразнообразия

родного края, как одно из направлений экологического образования в учебных учреждениях г. Обнинск


Л.А. Паршутина

Учитель биологии и экологии лицей "ДЕРЖАВА", г. Обнинск


В наши дни проблема биоразнообразия чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё большее внимание. Термин "биоразнообразие" в его современной трактовке включает всю совокупность форм жизни на Земле, а также разнообразие биотических сообществ, формирующихся в разных средах обитания. Планетарное биоразнообразие поддерживает современный баланс биосферных процессов и функционирование самой биомассы. Поэтому все живые организмы представляют собой природный биологический ресурс, обусловливающий возможность существования жизни на Земле, в том числе и самого человека. Проблема сохранения биологического разнообразия становится всё более актуальной в связи с усиливающимся антропогенным воздействием на биосферу.
Сокращение биоразнообразия занимает особое место среди основных экологических проблем современности. Происходит необратимое и некомпенсированное разрушение уникального генофонда планеты, интенсивное уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Под угрозой исчезновения находятся тысячи видов растений и животных.
Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к дестабилизации биоты, утрате биосферой целостности и способности поддерживать свои важнейшие функции. В результате необратимого перехода биосферы в новое состояние условия жизни на планете могут оказаться непригодными для человека. Поэтому остро стоит вопрос о сохранении разнообразия живых организмов на Земле.
На сегодняшний день проблема биоразнообразия, его уникальной ценности, значения высокой экокультуры и ответственности за жизнь на планете недооцениваются общеобразовательными системами России. Выпускники школы плохо знакомы с биоразнообразием планеты и России, с биосферными функциями живых организмов, их ролью в экосистемах и в окружающей среде. Ценностные экологические ориентации учащихся обеднены.
Недостаток знаний – одно из главных препятствий в деле охраны биологического разнообразия. Наиболее ярко об этом свидетельствует тот факт, что в научной литературе приводятся самые различные данные о числе существующих видов живых организмов. Диапазон оценок составляет 3-10 млн. Ещё хуже изучены особенности взаимодействия отдельных видов живых существ, истинное значение видового разнообразия и способы решения задач устойчивого развития в районах, характеризующихся ранимой природой и обилием видов растений и животных.
Понятие биоразнообразия, а также глобальная экологическая проблема его сохранения должны войти в школьное образование и составить самостоятельную линию содержания основных дисциплин общеобразовательной школы.
Предмет экология ведётся далеко не во всех общеобразовательных учреждениях, а даже если ведётся, то многое из того, что используется сегодня в обучении – неточно и устарело. Поэтому знания о биоразнообразии необходимо ввести в курс биологии.
Начальный этап введения понятия биоразнообразия наиболее рационально связать с разделом "Растения", в котором учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса биологии.
С этой целью были внесены существенные коррективы в программу по биологии. В разделе "Растения" выделены новые темы "Биоразнообразие", "Многообразие растительного мира", "Сельскохозяйственные культурные растения", где учащиеся изучают разнообразие растительного мира на основе экосистемного подхода с учётом региональных особенностей.
Предлагаемая программа предусматривает обновление структуры и содержания биологического образования, повышение экологической грамотности учащихся на базе формирования системы знаний о биоразнообразии при изучении курса биологии основной школы.
На протяжении двух лет (2001-2002, 2002-2003 уч. год) в школах города Обнинска (№ 3, 5, 8, 11, 14, 15, 16) проводился эксперимент по формированию знаний о биоразнообразии при изучении раздела "Растения". С учётом данных современной систематики учащиеся знакомились с многообразием растительного мира, узнали о его значении в поддержании устойчивости и целостности природы, о необходимости его сохранения как основы жизни на Земле. Знания о биоразнообразии используются для формирования у школьников нравственного и эстетического отношения ко всему живому, как развития у них мотивации экологической деятельности, целостных ориентаций, норм и правил поведения.
Экспериментальное исследование, проводимое в школах города Обнинска, позволило сделать выводы о доступности знаний по биоразнообразию для учащихя шестых классов. Результаты показали, что учащиеся хорошо владеют понятиями "вид", "видовая структура", "биоразнообразие", "экосистема" и др., умеют распознавать растения различных отделов, устанавливать взаимосвязи между организмами, проводить наблюдения за жизнью растений, решать задачи на прогнозирование. Знают редкие и исчезающие растения Калужской области и необходимые меры их охраны.
Большое внимание в школах города Обнинска уделяется внеклассной работе, которая с одной стороны, способствует углублению знаний, полученных на уроке, а с другой стороны открывает большие возможности для познавательной деятельности школьников.
Так в лицее "Держава" г. Обнинска работает эколого-биологический кружок, где ребята на практике занимаются изучением биоразнообразия видов и экосистем г. Обнинска и его окрестностей. Учащиеся проводят научно-исследовательские работы на темы:
  • Изучение видового состава птиц г. Обнинска и его окрестностей;
  • Изучение лекарственных растений и их применение в медицине;
  • Редкие и исчезающие растения г. Обнинска;
  • Исследование состояния культурных и дикорастущих растений в городе;
  • Водные беспозвоночные – биоиндикаторы водоёмов;
  • Изучение флоры и фауны водоёмов (на примере Белкинских прудов);
  • Сравнение видового состава растений Белкинского и Гурьяновского леса;
  • Изучение рудеральных растений г. Обнинска и их роль в экосистемах.
Результаты работ докладываются на школьных, городских и областных и всероссийских научно-практических конференциях.
В лицее проводится неделя биоразнообразия (декабрь), неделя экологии (апрель), а также лекции, игры, беседы, викторины по темам:
  • Викторины: "Войди в лес другом", "Птицы – наши друзья";
  • Ролевые игры: "Разнообразие жизни в опасности", "Отношение к биорзнообразию: голоса истории и современности", "Как дружат растения и животные", "Кто как питается в экосистеме";
  • Беседы: "Редкие и исчезающие растения нашего края", "Природная аптека", "Многообразие растений и животных, лесов Калужской области";
  • Лекции: "Сохраним Биоразнообразие планеты", "Биологическое разнообразие – достояние моё и человечества".
В лицее создан музей природы, где учащиеся получают информацию о флоре и фауне области, о состоянии окружающей среды и её изменениях, о законах охраны природы. Идёт работа по созданию экологической тропы, по которой будут проводиться экскурсии на разные темы. Ученики узнают о разнообразии видов в разных экосистемах и их связях, а также об экологических особенностях растений и животных.
Эколого-биологический кружок лицея "Держава" сотрудничает с экологическим центром г. Обнинска, который оказывает помощь при решении эколого-биологических вопросов.
Учащиеся, оканчивающие основную школу, должны иметь глубокую подготовку в области экологии, понимать универсальную ценность биологического разнообразия биосферы, осознанно использовать общие экологические закономерности своей жизни, в любой профессиональной деятельности.



Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей