0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Сионова М.Н., Алексеев С.К.   Школьные Летописи природы   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I.   Под ред. В.В. Королева и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2004 C. 137-151.


Школьные Летописи природы

М.Н. Сионова, С.К. Алексеев
Калужское общество исследователей природы (КОИП):

секция экологического образования и просвещения


При работе с учащимися по изучению природы родного края одной из задач, стоящих перед преподавателями, является сохранение полученных в процессе краеведческих исследований результатов. Как правило, итоги проведенных школьниками исследований докладываются на районных и областных школьных конференциях или отправляются на различные конкурсы. Спустя несколько лет после окончания учениками школы или ухода руководителя проводимых исследований обычно становится невозможным разыскать результаты краеведческих исследований прошлых лет. Вместе с тем, часть работ школьников имеет не только краеведческое, но и более широкое научное значение. Некоторые работы бывают единственными, уникальными для данного региона исследованиями. Не менее важным является преемственность проводимых в школе исследований, возможность сравнить полученные результаты с аналогичными данными прошлых лет. Кроме того, новым учителям биологии, географии, экологии, пришедшим работать в школу, собранный материал позволит быстрее и качественнее продолжить изучение местной природы. Все это определяет необходимость фиксирования результатов всей краеведческой деятельности проводимой школьными коллективами, создавать в школах краеведческую базу данных. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является ведение школьной Летописи природы, которая должна пополняться из года в год и передаваться от одного поколения учащихся другому. Она должна быть тем связующим звеном, которое не только объединит краеведческие исследования разных поколений, но и может органично диктовать тематику кружковой деятельности в дальнейшем. Единожды начатая школьная Летопись природы из года в год будет приобретать всё большую научную, практическую и учебно-методическую ценность.
Ведение единовременно всех разделов школьной Летописи сложно даже коллективу Вуза, поэтому вполне приемлемо объединение усилий нескольких школ по написанию Летописи природы района или территории в рамках районных или городских научных обществ учащихся. Именно школьные Летописи природы могут стать объединяющим стержнем и программой к действию зарождающихся в Калужской области школьных научных обществ. Создание подобных летописей природы является не только программой действия для дополнительного экологического и краеведческого образования учащихся, но и ощутимой помощью всем природоохранным, научно-исследовательским и др. организациям, в ведении которых находятся изучаемые территории.
Ниже приводится краткий план ведения школьной Летописи природы, разработанный авторами в 1994 году и адаптированный для Средней полосы Европейской части России. По данному плану молодежный экологический клуб «Stenus» с 1994 года ведет Летопись природы города Калуги и его окрестностей.



Примерное содержание школьной Летописи природы

Титульный лист должен содержать следующие данные:


ЛЕТОПИСЬ ПРИРОДЫ


окрестностей села (дер., города, района)


Начата уч-ся школ (ы)__________________________ в ______ году
Под руководством: ________________________________________

Основные рецензирующие организации: _________________________


Далее следует:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Во введении указываются цель и задачи Летописи природы, территория, на которую распространяются сведения в Летописи, прилагается схема или карта описываемой территории, краткие сведения о школе и авторах, начавших вести данную Летопись.


Раздел. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ КРАЯ

Данный раздел рекомендуется вести совместно с историками-краеведами и учащимися, занимающимися в историческом кружке. Желательно проиллюстрировать раздел фотографиями, рисунками, схемами и картами разных лет:

  • историческая справка: исторические сведения о первых поселениях, исторических событиях и хозяйственной деятельности человека, наложивших свой отпечаток на природные комплексы и облик описываемой территории или региона в целом. Картографический материал разных лет;

  • литература и документы по изучению природы территории края: первые литературные источники о природе края, материалы и отчёты научных экспедиций, земле-, лесо-, охотоустройств и т.п., с точными указаниями, где хранятся и, по возможности, дать краткие сведения об авторах проводивших данные исследования.


Раздел. Физико-географическое описание края

Ведется совместно с географами-краеведами и членами школьных географических кружков. Иллюстрируется фотографиями, картами, схемами и т.п. Приводятся схемы маршрутов школьных или других экспедиций, экскурсий, краеведческих троп по данному разделу:

  • история развития территории: история развития описываемой территории в дочетвертичное время, четвертичный период, голоцен. Следы оледенения и других геологических событий, происходивших в крае. Палеонтологические сведения и коллекции;

  • геология: списки и карты полезных ископаемых; коллекции образцов минералов, глин, песков и т.п. (с определительными этикетками, подтверждёнными областными или другими специалистами). Данные геологоразведочных экспедиций, школьных экскурсий и т.п.;

  • основные формы рельефа: макро-, мезо-, микрорельеф. Использовать картографический материал. Составить схему маршрута, на котором можно ознакомится с наиболее характерными формами рельефа данной местности. К описанию приложить фотографии и зарисовки;

  • климат: история формирования климата на данной территории в голоцене и в исторический период. Многолетние данные ближайших метеопостов, сведения текущего года. Собственные наблюдения за погодой (по данным школьного метеопоста). Особенности местного климата. Климодиаграмма описываемого района. Аномальные погодные явления. Погодные фенологические наблюдения;

  • гидрологические наблюдения и явления: общая характеристика местных вод: рек, прудов, озер, родников, артезианских скважин. Фотографии, карты, описание. Гидрорежим. Химический состав вод, данные санэпидемстанций и т.д.;

  • почвы: литературные сведения о почвах района. Состав и свойства почв региона. Данные землеустройств, сведения местных агрономов. Собственные исследования. Почвенные карты. Почвенные разрезы и прикопки - описания и отметки на картах и местности;

  • ландшафты: литературные сведения о ландшафтах региона. Список и описание ландшафтов описываемой территории. Ландшафтная карта района. Наиболее характерные урочища. Описание экскурсионного маршрута по изучению местных ландшафтов и урочищ. Использовать фотографии, рисунки, схемы.


Раздел. Фенология

Первоочередной задачей ведения раздела является выбор необходимых объектов для многолетних наблюдений. Данный раздел рекомендуется вести в тесной связи с местным отделением Географического общества России, гидрометеослужбой или агрономической службой района. Обязательно учитывать объекты фенологических наблюдений прошлых лет в данном регионе (гидрометеорологические и агроклиматические справочники, календари природы и т.п.). Необходимо использовать наблюдения учащихся школьного географического кружка и программные школьные наблюдения:

  • фенология неживой природы (в атмосфере, в гидросфере, в литосфере и на поверхности почвы): метеорологические и гидрологические сезонные явления. Перечень объектов наблюдений. Схема фенологического маршрута, с указанием пунктов и объектов наблюдения. Картосхемы с указаниями, где проводились наблюдения и описаниями маркировки точек наблюдений на местности. Фотографии сезонных метеорологических и гидрологических явлений с постоянных точек наблюдения. Данные по описываемому району (региону) за прошлые годы (литературные или рукописные источники). Опросы старожилов по теме данного подраздела. Анализ данных раздела, корреляция результатов наблюдений с данными двух-трёх ближайших метеопостов;

  • фенология растений или фитофенология: перечень объектов наблюдений. Необходимо включить в объекты наблюдений местные сорта с/х растений и наиболее вредоносные сорняки. Схема фенологического маршрута, с указанием пунктов и объектов наблюдения разрабатывается с учётом фенологического маршрута прошлого подраздела. Фотографии сезонных фитофенологических явлений с постоянных точек наблюдения. Данные по описываемому району (региону) за прошлые годы (литературные, рукописные источники, опросы старожилов). Анализ данных раздела, корреляция результатов наблюдений с данными двух-трёх ближайших метеопостов;

  • фенология животных или зоофенология: традиционно подразделяется на фенологию млекопитающих или териофенологию, фенологию птиц или орнитофенологию, фенологию пресмыкающихся или герпетофенологию, фенологию земноводных или батрахофенологию, фенологию рыб или ихтиофенологию и фенологию насекомых или энтомофенологию. Из огромного зоологического многообразия следует отобрать традиционные для данной территории объекты наблюдений, имеющие необходимую и достаточную для фенологического слежения численность. Для насекомых и других беспозвоночных необходимо выбирать традиционные и легко идентифицируемые в полевых условиях виды с высокой численностью. Кроме того, следует установить по согласованию с местным ветеринарным врачом, агрономом и лесопатологом (лесничим) фенологические наблюдения за хозяйственно важными для данного района беспозвоночными. Анализ данных раздела, корреляция результатов наблюдений с данными двух-трёх ближайших метеопостов;

  • фенология грибов или микофенология: выделить наиболее доступные и легко определяемые в полевых условиях грибы и стадии их развития. Описание и маркировка на местности микофенологических маршрутов. Изменение продуктивности разных групп грибов по сезонам и многолетние изменения на одних и тех же маршрутах. Анализ данных раздела, корреляция результатов наблюдений с данными двух-трёх ближайших метеопостов.


Раздел. Вирусы

Ведется школьными биологами-краеведами в тесной связи и на основе отчётных материалов ветеринарных, санитарных, агрономических и лесопатологических служб района. Приводится список отмеченных в районе вирусов, болезни, вызываемые ими у человека, животных и растений. Этиология, патогенез и другие сведения по вирусным заболеваниям. Прочие сведения о вирусах, отмеченных в районе.


Раздел. ПРОКАРИОТЫ

Ведется школьными биологами-краеведами в тесной связи и на основе отчётных материалов ветеринарных, санитарных, агрономических и лесопатологических и других служб района. Списки бактерий-фототрофов, хемоавтотрофов, органотрофов, паразитов. Приводится список отмеченных в районе заболеваний человека, животных и растений, вызываемых прокариотами. Этиология, патогенез и другие сведения по этим заболеваниям. Прочие сведения о прокариотах, отмеченных в районе.


Раздел. Грибы

Микофлора района. Использовать данные сан-, вет-, агро- и лесопатологических служб района. Описание санитарно-эпидемиологических, лесопатологических, экономических и других показателей грибковых заболеваний человека, животных и растений. Трутовые и шляпочные грибы. Распространение по окрестным биотопам (списки по различным стациям). Запасы в различных биотопах и сезоны. Описание методик определения грибов и используемая определительная литература. Фотографии представителей. Описание коллекционного материала, где, кем, когда собрано, кто проводил определение. Рецензии на определённый материал и списки видов.


Раздел. Водоросли

Альгофлора района. Литературные данные по водорослям региона. Данные гидробиологических экспедиций и школьных экскурсий. Распространение по различным типам водоёмов. Список коллекционного материала и адрес хранения. Рецензии на полученные списки видов и определённый материал.


Раздел. ЛИШАЙНИКИ

Лихенофлора района. Литературные данные по лишайникам региона. Данные экспедиций и школьных экскурсий. Распространение по различным типам местообитаний и биоценозам. Список коллекционного материала и адрес хранения. Рецензии на полученные списки видов и определённый материал. Фотографии, рисунки. Список и распределение по субстратам и биотопам различных экологических групп лишайников.


Раздел. МХИ, ПЛАУНЫ, ХВОЩИ, ПАПОРОТНИКИ

Флора споровых сосудистых растений района. Литературные данные по региону. Данные экспедиций и школьных экскурсий. Распространение по различным типам местообитаний и биоценозам. Список коллекционного материала и адрес хранения. Рецензии на полученные списки видов и определённый материал. Фотографии и рисунки. Жизненные формы и экологические группы споровых сосудистых растений, их распределение по стациям и фитоценозам.


Раздел. ГОЛОСЕМЕННЫЕ и ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

Флора голо- и покрытосеменных растений края. Литературные данные по региону. Данные экспедиций и школьных экскурсий. Распространение по различным типам местообитаний и биоценозам. Количественная оценка встречаемости видов в районе. Сведения о гербарной коллекции. Рецензии на полученные списки видов и определённый материал. Фотографии. Сведения о хозяйственно значимых видах: сорняки, лекарственные растения, медоносы, съедобные, ядовитые растения, деревья и кустарники, используемые в практических целях.


Раздел. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ и ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

Сведение о геоботаническом районировании региона. Основные фитоценозы описываемой территории и их структура: видовой состав, площадь, ярусность, аспекты, синузии и т.д. Пионерные и климаксные стадии сукцессии. Сукцессионные ряды и схемы растительности региона. Список жизненных форм растений края. Экологические группы растений. Растения - индикаторы. Геоботанические карты. Фотографии различных типов фитоценозов. Карто-схемы и описания флористических и геоботанических экскурсионных троп и маршрутов.


Раздел. Простейшие

Саркомастигофоры, споровики, книдоспоридии, микроспоридии и инфузории. Литературные данные и списки заболеваний человека, животных и растений, вызываемых простейшими, из санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, фито- и лесопатологических отчетов; о протозойных заболеваниях по отчетам вет-, сан-, агро- и лесохозяйственных учреждений, станций защиты растений. Собственные исследования, подтвержденные рецензиями специалистов по данным группам. Фауна и экологические группы. Зарисовки и фотографии представителей простейших. Списки свободноживущих простейших.


Раздел. Губки, Кишечнополостные

И Плоские черви

А - Фауна губок, их распространение в местных водоёмах. Коллекции образцов спикул, фотографии, зарисовки. Б. - Список пресноводных кишечнополостных (гидр). Калужской области.ллекции препаратов, зарисовки, фотографии. Распространение по различным типам водоёмов. В, Г, Д, Е- Фауна свободноживущих и паразитических плоских червей (турбилярии, трематоды, моногенеи, цестоды). Литературные данные, данные отчётов ветеринарных и медико-санитарных учреждений, паразитологических и гидробиологических экспедиций. Собственные исследования, подтвержденные рецензиями специалистов по данным группам. Препараты, зарисовки и фотографии представителей. Список местных паразитарных заболеваний человека и животных вызываемых плоскими червями. Исследования по экологии и биологии отдельных представителей паразитических плоских червей. Паразитологические карты описываемого района.


Раздел. КРУГЛЫЕ и КОЛЬЧАТЫЕ черви

А. - Фауна свободноживущих и паразитических нематод. Литературные сведения и данные отчётов вет-, сан-, агро- и лесохозяйственных учреждений. Собственные исследования, подтвержденные рецензиями специалистов по данным группам. Список заболеваний, вызываемых нематодами, у человека, животных и растений. Особенности биологии важнейших представителей. Б. - Фауна волосатиков. Список членистоногих - хозяев личинок волосатиков. В. - Коловратки: фауна, распространение по местным водоёмам, сезонные колебания численности и т.п. Собственные исследования, сведения из литературы и отчётов гидробиологических экспедиций. Г.- Пиявки: фауна, распространение по местным водоёмам, объекты питания, численность и т.п. Собственные исследования, сведения из литературы и отчётов гидробиологических экспедиций. Д. - Олигохеты. Фауна пресноводных олигохет. Распространение по водоёмам, численность, связь с загрязнением водоёмов органикой. Фауна дождевых червей (почвенных олигохет). Список коллекционного материала, подтвержденный специалистами, адрес хранения. Распространение, численность и биомасса дождевых червей в различных типах почв описываемого района.


Раздел. РАКООБРАЗНЫЕ

Фауна жаброногих, ветвистоусых, челюстеногих, ракушковых и высших раков. Распространение, численность, черты биологии. Экологические группы. Литературные источники, данные краеведческих и других экспедиций и собственные исследования. Коллекция. Рисунки, фотографии. Хозяйственное значение.


Раздел. ХЕЛИЦЕРОВЫЕ

Фауна ложноскорпионов, сенокосцев, пауков, клещей. Литературные источники, данные краеведческих и других экспедиций и собственные исследования. Распространение, численность, черты биологии. Экологические группы. Паразитарные и инфекционные заболевания, вызываемые или переносимые клещами. Болезни растений, вызванные клещами. Хозяйственное значение. Почвообитающие клещи. Коллекции, рисунки, фотографии.


Раздел. ТИХОХОДКИ, МНОГОНОЖКИ и

ПЕРВИЧНОБЕСКРЫЛЫЕ НАСЕКОМЫЕ

А - Фауна тихоходок. Литературные источники и собственные исследования. Распространение по типам местообитаний и субстратам. Список коллекций. Рисунки, фотографии. Б - Фауна губоногих и двупарноногих многоножек. Распространение по различным местообитаниям, численность. Список коллекций. Рисунки, фотографии. В - фауна ногохвосток (коллембол) и др. первичнобескрылых насекомых. Жизненные формы коллембол. Распространение в зависимости от типа почв и субстрата. Список коллекций. Рисунки, фотографии.


Раздел. Крылатые насекомые

Литературные и другие сведения по данной группе. Фаунистические списки различных отрядов крылатых насекомых. Распространение, количественные, сезонные и экологические характеристики. Биология и экология отдельных представителей - хозяйственно, эпидемиологически или экологически важных видов. (Например, обитатели навоза, кровососы, паразиты, листогрызущие насекомые, вредители огородных или зерновых культур и т.п.). Фаунистические комплексы отдельных таксонов. Трофические и экологические группы различных таксонов насекомых. Жизненные формы. Список коллекций. Рисунки, фотографии.


Раздел. МОЛЛЮСКИ и МШАНКИ

А - Фауна моллюсков - по литературным источникам и собственным исследованиям. Фаунистические списки по различным местообитаниям (водные, земноводные, обитатели разлагающихся стволов деревьев, растительности, подстилки, почвы). Экологические группы моллюсков. Распространение, количественные, сезонные и экологические характеристики. Биология и экология отдельных представителей - хозяйственно, эпидемиологически или экологически важных видов Список коллекций. Рисунки, фотографии.

Б - Фауна мшанок. Сведения по биологии и распространению в водоёмах.


Раздел. Миноги и рыбы

Ихтиофауна, жизненные формы, экологические и трофические группы рыб местных водоёмов и рек. Особенности биологии и размножения рыб в местных водоёмах и реках. Учёты, картирование и описания нерестилищ, зимовальных ям и других сезонных стаций отдельных видов рыб. Инвентаризационные списки рыб по отдельным водоемам и рекам. Рыбные запасы описываемой территории. Спектр питания местных видов. Возрастной и половой состав популяций. Список болезней и паразитов обнаруженных у местных видов рыб. Список коллекционного материала (рыб, паразитов, чешуи) и адрес хранения. Рисунки, фотографии.


Раздел ЗЕМНОВОДНЫЕ и ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

А - Фауна земноводных или батрахофауна. Численность, структура популяций, её сезонные и многолетние изменения. Нерестовые водоёмы, их характеристика и описания в период размножения и развития головастиков. Учёты земноводных на нерестилищах и во внебрачный период в различных биотопах. Спектры питания. Болезни, паразиты, враги. Маршруты миграций. Места зимовок. Списки коллекций. Карты, схемы, фотографии, рисунки.

Б - фауна пресмыкающихся или герпетофауна. Учёты численности ящериц и змей в различных биотопах. Популяционные исследования отдельных видов. Спектры питания пресмыкающихся. Зимовки, места откладки яиц и другие сведения о биологии видов. Списки коллекций. Карты, схемы, фотографии, рисунки.


Раздел. ПТИЦЫ

Фауна птиц или орнитофауна. Литературные и другие сведения, данные охотоустройств и учётов охотничьих видов птиц. Опросы и анкетирование населения. Изменения населения птиц основных биоценозов в различные времена года. Учёты численности птиц и структура населения в различных биоценозах. Экологические группы и пищевая специализация. Биология и экология отдельных видов. Синантропные виды и особенности их экологии и биологии в данном районе. Питание. Биология гнездового периода птиц различных видов. Списки окольцованных птиц (копия ведомости отправленной в Центр кольцевания). Списки коллекций чучел, тушек птиц, яиц, гнёзд, перьев, следов. Фотографии, рисунки. Карты и схемы маршрутов по учётам птиц в различные сезоны. Описание маршрутов и методик проводимых учётов. Схемы и описания маршрутов для проведения краеведческих орнитологических экскурсий. Схемы размещения и фотографии искусственных гнездовий птиц. Бонитировочные карты угодий для охотничьих видов птиц. Списки переносчиков антропо-зоонозных и зоонозных заболеваний. Отмеченные в районе заболевания человека, животных, переносимые птицами. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в районе. Болезни и паразиты птиц. Хозяйственно-экономическая роль птиц в описываемом районе.


Раздел. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Фауна млекопитающих или териофауна. Литературные сведения, данные охотоустройств и учётов охотничьих видов зверей. Данные службы защиты растений и санитарно-эпидемиологических станций по насекомоядным и мышевидным грызунам. Учёты численности млекопитающих в различных биоценозах. Экологические группы и пищевая специализация. Биология и экология отдельных видов, таксономических, экологических или хозяйственно значимых групп (например: охотничье-промысловые виды, водные млекопитающие, мышевидные грызуны, летучие мыши и т.п.) Питание. Биология периода размножения. Жизненные формы. Особенности поведения. Синантропные виды и особенности их экологии и биологии в данном районе. Списки коллекций чучел, тушек, следов жизнедеятельности. Фотографии, рисунки. Карты и схемы маршрутов по учётам различных групп млекопитающих. Описание маршрутов и методик проводимых учётов. Схемы и описания маршрутов для проведения краеведческих териологических экскурсий. Схемы размещения и фотографии искусственных укрытий для летучих мышей. Бонитировочные карты угодий для охотничьих видов зверей. Списки переносчиков природно-очаговых и других заболеваний. Отмеченные антропо-зоонозные заболевания переносимые млекопитающими. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в районе. Болезни и паразиты млекопитающих. Хозяйственно-экономическая роль млекопитающих в описываемом районе.

Раздел. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ

1. Население (численность, демографическая структура, прирост населения, социальный состав и т.д.). 2. Энергетика (тепловые электростанции, линии электропередач и т.п.). 3. Добывающая промышленность (карьеры, шахты, торфоразработки и т.п.). 4. Обрабатывающая промышленность (машиностроение, электротехническая, производство строительных материалов, стекольная, деревообрабатывающая, химическая, пищевая, бумажная, текстильная и др.). 5. Строительство (стройки, строительные комбинаты и др.). 6. Транспорт (железные и автотранспортные дороги, автохозяйства, заправочные станции и т.п.). 7. Связь (линии связи, ретрансляторы, радиоволновая связь и прочее). 8. Коммунальное хозяйство (водозаборы, свалки, канализации, котельни и т.д.). 9. Сельское хозяйство (животноводство, растениеводство, пчеловодство, поголовье, породы животных, эксплутационные нагрузки на пастбища, площади посевов, культуры, продуктивность, урожайность, вносимые удобрения, корма и т.д. и т.п.). 10. Рыбное хозяйство (рыбхозы, пруды, запасы рыбных ресурсов, эксплуатация водоёмов и рек). 11. Лесное хозяйство (питомники, запасы древесины, группы лесов, эксплуатация лесного фонда и т.п.) 12. Охотничье хозяйство (охотничьи участки, подкормочные площадки, ремизы, воспроизводственные участки, охотничьи виды, их численность, нормы отстрела). 13. Учреждения (школы, детские сады, больницы, лаборатории, управленческие организации и т.п.). 14. Отдых, развлечения и туризм (учреждения, базы, места отдыха, направления, количество отдыхающих и т.п.). Материалы иллюстрируются картами, схемами, фотографиями. Сведения о потреблении природных ресурсов. Нагрузки на местные экосистемы и другая информация несущая природоохранную или экологическую нагрузку.


Раздел. Экологическая обстановка и

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Результаты исследований по изучению среды обитания человека (населённых пунктов, пригородных и зелёных зон производственных, учебных и жилых помещений). Загрязнение природных компонентов (атмосферы, литосферы, почвы, вод, растительности, животных). Загрязнение продуктов питания, пищевой воды. Факторы и источники загрязнения: 1) механическое загрязнение; 2) тепловое загрязнение; 3) волновое загрязнение (шумовое, вибрационное, электромагнитное, световое); 4) радиоактивное загрязнение; 5) химическое загрязнение; 6) биологическое загрязнение (нежелательные интродуценты, генетически модифицированные сорта и породы); 7) информационное загрязнение (рефлекторно-информационное, через средства массовой информации). Природно-антропогенные бедствия, антропогенные катастрофы и аварии. Рекреационные нарушения.

Фауна, животное население, флора, растительность, грибы, микроорганизмы антропогенных территорий (городов, сел, производственных, сельскохозяйственных, жилых помещений, агроценозов, парков, дачных участков, обочин дорог и т.д.).

Охрана почв, атмосферного воздуха, вод, грибов (редуцентов), растительного (продуцентов) и животного мира (консументов). Охрана уникальных для данного района ландшафтов или биоценозов (верховые болота, остепнённые луга, скальная растительность и т.п.). Сведения по особо охраняемым природным территориям (ООПТ), памятникам природы. Редкие, охраняемые и "краснокнижные" виды, их охрана, меры по повышению численности и т.п. Создание местных (школьных), районных ООПТ.

Результаты биоиндикационных исследований среды обитания человека. Мониторинг последствий загрязнений, природно-антропогенных бедствий, катастроф, аварий.

Списки удобрений, химических и других загрязнителей. Карты, схемы, фотографии. Коллекции видов-индикаторов, их уродств, морф, и аберраций, карантинных видов и интродуцентов обнаруженных на описываемой территории.

Схемы и описания экологических троп и экскурсий по созологии (охране природы), натурологии (окружающей человека среде), урбоэкологии и экологии селитебных территорий.


*****

Общие требования к ведению разделов Летописи природы.

  • Достоверность. Необходимо подтверждение (рецензирование) специалистами сведений, определений коллекционного материала (сложных в определении природных объектов). Собранные для написания Летописи коллекции с подтвержденными определительными этикетками, желательно хранить в школьном краеведческом музее, а при отсутствии такой возможности, передать в местный или областной краеведческий музей. На место хранения коллекционного материала по Летописи делается соответственная ссылка в соответствующих разделах.

  • Текст Летописи должен быть по возможности максимально кратким и содержательным, без лишней эмоциональной нагрузки. Не должно быть двусмысленности и разночтений при описании наблюдаемых явлений или собственных исследований. При использовании каких либо методик наблюдений или исследований, необходимо указывать авторский или литературный источник. Ссылки на источники информации делать по общепринятым в научной литературе стандартам. Используемая литература или документы должны нести полные библиографические данные.

  • Собственные исследования необходимо максимально иллюстрировать, приводить фактический материал. Прежде чем помещать собственные исследования в один из разделов Летописи, необходимо получить на них рецензию у специалиста в данной области (в краеведческом музее, местном университете или другом соответствующем теме Вузе и т.п.) В поиске рецензента желательно обратиться в Областной эколого-биологический центр учащихся, который курирует ведение школьных Летописей природы. Рецензия обязательно помещается вслед за текстом исследования. В рецензии нет необходимости, если темой исследований руководил квалифицированный специалист в данной области.

  • Список авторов проводимых по разделам Летописи исследований, руководителей и рецензентов разделов, приводится в начале каждого раздела или подраздела, с указанием времени проведения конкретных исследований (рецензирования), адресов, специальности и учёных степеней. При проведении опросов по темам разделов старожилов, охотников, любителей природы, указывать их полные данные, специальность, адрес.




Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей