0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Самарина И.А.   Образовательная программа «Юные туристы-экологи»   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I.   Под ред. В.В. Королева и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2004 C. 90-117.


Образовательная программа «Юные туристы-экологи»

И.А. Самарина

Калужский ОЦДЮТиЭ; КОИП: секция экологического образования и просвещения


Дополнительное образование призвано обеспечить необходимые условия для развития личности ребенка, укрепления его здоро-вья, профессионального самоопределения, творчества, адаптации к жизни в обществе, формирования общей культуры школьника. Основное предназначение педагога дополнительного образования – развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализация дополнительной образовательной программы

Туристско-краеведческая и экологическая деятельность актуальна в настоящее время, так как способствует всестороннему развитию личности ребенка; направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития; способствует изучению Родины; приобретению навыков самостоятельной деятельности; переосмыслению взаимоотношений природы и человека и повышает экологическую культуру школьников.

Цель программы: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, способствующих формированию жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности.
Основные задачи программы:
Воспитательные:
  • воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению
  • единство экологического, эстетического трудового и нравственного воспитания;
  • воспитание патриотизма посредством занятия краеведением;
  • воспитание умения владеть собой;
  • рефлексия поведения;
  • освоение стандартов культуры труда и общения;
  • формирование восприятия красоты окружающего мира;
  • воспитание здорового детского коллектива;
  • единство индивидуального; общественного и семейного воспитания.
Обучающие:
  • научить школьников оценивать состояние окружающей среды; формировать навыки исследовательской работы
  • обучить навыкам техники пешеходного туризма, организации быта в походах, экспедициях;
  • обучить приемам лекторского искусства.
Развивающие:
  • интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности;
  • развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • укрепление здоровья и воспитание высокой физической культуры, соединенных с интеллектуальным и духовным развитием.
  • умение владеть своей речью и выступать перед аудиторией;
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения:
1 год – начальная подготовка юных туристов и основы экологических знаний;
2 год – последующее совершенствование экологических и туристских знаний, умений и навыков;
3 год – подготовка организаторов туристско-краеведческой и экологической работы.
Заниматься в кружке могут все желающие, учащиеся 7-9 классов (12-14 лет), прошедшие медицинский осмотр и допущенные к занятиям. Оптимальное количество учащихся – 15-20 человек.

Основные формы деятельности:
  • изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;
  • выявление различных сторон негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации;
  • изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп;
  • организация экскурсий в природу;
  • изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных данных;
  • эколого-краеведческая работа в походах и экспедициях;
  • участие в различных научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д.)
  • оказание помощи особо охраняемым территориям;
  • спортивные тренировки и практические занятия на местности по спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;
  • соревнования, полевые лагеря и лагерные сборы;
  • игры, конкурсы, массовые мероприятия.
  • пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации.

Ожидаемые результаты:
  • овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране
  • создание экологических троп
  • создание школьного эколого-краеведческого музея
  • использование эколого-краеведческого материала в образовательном процессе
  • увеличение количества совершаемых походов
  • рост мастерства учащихся от получения элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта до выполнения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию
  • создание активной группы учащихся для пропаганды эколого-краеведческих знаний.

На занятиях 1 года учащиеся должны овладеть основными знаниями по технике пешеходного туризма, ориентированию, топографии, краеведению, оказанию первой доврачебной помощи, приобрести навыки по организации туристского быта, технике безопасности, охране природы и памятников истории и культуры, пониманию основ экологии.
На первом году обучения основное внимание уделяется техническим приемам и навыкам пешеходного туризма, изучению основ тактики похода (ознакомление учащихся с видами маршрутов, планированием похода, организацией отдыха и ночлега, формирование умения принимать грамотные решения при преодолении естественных препятствий, организации взаимопомощи и взаимовыручки).
Важное место в программе занимает обучение юных туристов навыкам быстрого устройства лагеря, работы с расчетом равномерной загрузки каждого участника, готовить, сушить и ремонтировать снаряжение, следить за соблюдением мер безопасности при заготовке дров, сушке одежды и обуви, соблюдением правил гигиены и пожарной безопасности
Программа предусматривает проведение 1-, 2- и многодневных экспедиций и летнего учебно-полевого практикума с выездом на территорию национального парка или других охраняемых территорий, в летний полевой лагерь.
Теоретические занятия необходимо сопровождать иллюстративным и пояснительным материалом, использовать игровую методику, приглашать на занятие известных или опытных путешественников, специалистов.
При изучении тем, связанных с краеведением и экологией, большую пользу окажет посещение краеведческого, художественного и других музеев.
Все практические занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся больше делали сами, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта, краеведческой работы.
Большое значение имеют занятия, связанные с подготовкой снаряжения, его ремонтом и хранением, работами на биваке, выполнением краеведческих заданий.
Занятия по топографии лучше всего проводить в занимательной, игровой форме (описание маршрута, топографический диктант, соревнование на скорость определения топографических знаков).
Особое место занимает обучение навыкам быстрого чтения карты. Можно использовать моделирование из песка или пластилина рельефа, изображенного на карте.
Занятия по ориентированию необходимо проводить на местности, используя изготовленные самостоятельно КП (контрольные пункты) сначала при непосредственном участии руководителя, затем давая ребятам все больше самостоятельности.
Для овладения техникой пешеходного туризма желательно участие в различных соревнованиях и тренировках на зимних и летних сборах. На тренировках можно организовать соревнования, например, кто быстрее преодолеет подъем со страховкой по вертикальным перилам и т.п.
Для совершенствования туристских навыков необходимо принимать участие в различных организуемых соревнованиях и слетах.
Итогом 1-го года обучения является подготовка школьников к участию в походе I степени сложности и проведению простейших экологических исследований.
На 2-м году обучения программа предусматривает углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях, отработку навыков техники пешеходного туризма, ориентирования.
Успех прохождения программы зависит от уровня и количества занятий на местности и проведения походов. Рекомендуются доступные для учащихся 8-9 классов самостоятельные исследования в экспедициях под руководством различных специалистов и руководителя кружка.
Большое внимание уделяется проведению полевых исследований, наблюдений, ведению записей. Успех работы во многом определяется участием в конкретных природоохранных мероприятиях.
3-й год обучения предусматривает более глубокое изучение уровней организации биологических систем, важнейшими из которых являются популяционно-видовой и биоценотический. Программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также природных комплектов с точки зрения биоценологии. Рассматриваются взаимоотношения организмов в биоценозе. Уже при изучении рельефа, климата говорилось о взаимосвязях в природе. Здесь же обобщается весь изученный материал, формируется понятие о природе как целостной динамичной системе, которое является опорным для формирования понятия об охране природы. На краеведческом материале учащиеся знакомятся с примерами рационального использования природы, ее ресурсов и природных комплексов
Члены кружка приобретают навыки организации внеклассной туристко-краеведческой работы, экологического образования и воспитания школьников, проведения викторин, бесед, классных часов в начальной школе. Одновременно они продолжают формирование собственных туристско-краеведческих и экологических знаний, умений, навыков.
Итогом 3-го обучения является: подготовка и проведение похода I категории сложности; подготовка помощников руководителя эколого-краеведческой работы в школе; создание лекторской группы учащихся; научно-практическая работа на особо охраняемых природных территориях.
Учащиеся, прошедшие трехгодичное обучение имеют право быть помощником руководителя похода I категории сложности, участвовать в походах II и III категории сложности, в городских и областных слетах туристов-краеведов, быть организатором мероприятий внеклассной туристско-краеведческой работы.
Успешное освоение материала программы во многом зависит от продуманного учебного процесса. Программа обучения рассчитана на 648 часов (по 216 в каждом году обучения). Теоретические занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа в течение всего года.
Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года и погодных условий.
Рекомендуемый минимальный состав группы 15 человек. При наборе в кружок 1-го года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев в период обучения.
После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного туристского похода, экологической экспедиции, соревнований, сборов, полевого лагеря.

Отслеживание результатов работы проводиться ежегодно. Итоги подводятся при проведении походов, городских и областных туристских слетов, научно-практических школьных и городских конференций, соревнований по туристскому многоборью, олимпиад, викторин, конкурсов.
По итогам года составляется отчет о работе кружка, который зачитывается на школьной конференции в начале следующего года.
Экологические исследовательские работы школьников выдвигаются на различные конкурсы
Анализ спортивной работы проводится по количеству разрядников в разделах «Пешеходный туризм», «Спортивное ориентирование», «Туристское многоборье».


Почасовая разбивка учебного курса


№ п/п

Разделы программы

Часовая
нагрузка по годам обучения

1

2

3

1.

Основы туристской подготовки. Туристская подготовка

67

4

14

2.

Топография

14

8

18

3.

Ориентирование

20

6

22

4.

Краеведение

29

20


5.

Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности

54

10

18

6.

Основы экологии. Организация экологической работы

32

60

90

7.

География области

-

108

-

8.

Подготовка лекторской группы

-

-

40

9.

Подготовка и проведение научно-практической конференции

-

-

14

Итого:

216

216

216

I год обучения

Цель первого года: вовлечение школьников в систематические занятия эколого-туристского кружка, создание детского коллектива единомышленников, пропаганда экологии, природоохранной деятельности и туризма.
Задачи:
Воспитательные: воздействие на личность ребенка путем единства индивидуального, общественного и семейного воспитания; производить рефлексию поведения; повышение интеллектуального и духовного уровня; общественно-полезная ориентация личности.
Обучающие: расширения знаний по биологии, географии, получение первичных экологических знаний; овладение простейшими приемами мониторинга среды; формирование навыков туристкой техники, ориентирования, организации туристского быта и досуга.
Развивающие: развитие умений наблюдать и оценивать, делать выводы о состоянии среды; развитие физических способностей: выносливости, ловкости, скорости реакций; расширение кругозора учащихся в различных областях знаний.

Примерный учебный план


№ п/п

Тема

Количество часов

всеГо

в том числе

Теоретические

практические

Камеральные

на мест-
ности

1

2

3

4

5

6

1.

Основы туристкой подготовки





1.1

Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия

2

2

-

-

1.2

Наблюдения в походе

5

2


3

1.3

Физическая подготовка туриста

12

2

10


1.4

Туристский быт

14

2


12

1.5

Питание в походе

10

2

4

4

1.6

Организация и подготовка похода, путешествия

10

6

4

-

1.7

Организация и проведение похода, путешествия

8

2

-

6

1.8

Подведение итогов похода, путешествия

6

2

4

-


67

20

22

25

2.

Топографическая подготовка





2.1

Карта географическая, топографическая, спортивная

4

-

4

-

2.2

Условные знаки топографической карты

4

2

2

-

2.3

Рельеф

6

-

4

2


14

2

10

2

3.

Ориентирование





3.1

Ориентирование по местным предметам

4

2

-

2

1

2

3

4

5

6

3.2

Компас. Работа с компасом. Азимут

8

2

2

4

3.3

Контрольные пункты

8

2

2

4


20

6

4

10

4.

Краеведение





4.1

Туристские возможности родного края

2

2

-

-

4.2

Природа родного края

9

2

3

4

4.3

История родного края, выдающиеся люди края

4

4


-

4.4

Изучение района путешествия

4

2

2

-

4.5

Общественно-полезная работа

10

2

-

8


29

12

5

12

5.

Обеспечение безопасности в походе





5.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний, походная медицинская аптечка

6

2

4

-

5.2

Безопасность в походе, путешествии

34

6

-

28

5.3

Доврачебная помощь пострадавшим

6

2

4

-

5.4

Транспортировка пострадавшего

8

2

6

-


54

12

14

28

6.

Организация экологической работы. Наблюдения за природой

32

2

10

20

Итого:

216

58

66

92


Зачетные походы, участие в конференциях – вне сетки часов
Содержание тем программы I года обучения
1.Основы туристской подготовки

1.1 Чем полезны и интересны туристкие путешествия

Введение. Беседа о туризме и работе кружка. Познавательные и развивающие возможности путешествий (воспитание патриотизма; углубление и расширение знаний, полученных в школе; физическая закалка; приобретение трудовых умений и навыков; развитие самостоятельности и инициативы, чувства коллективизма; выполнение общественно-полезной работы и др.).
Виды туризма: пеший, водный, горный, лыжный, велосипедный и др. Разрядные нормы и категории.
1.2. Наблюдения в походе
Метеонаблюдения, наблюдения в лесу, на поле. Гидрологические наблюдения (определение скорости течения реки, ее ширины и глубины).
Охрана природы. Запись наблюдений, зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор материала, его оформление.
Краеведческие наблюдения. Встречи и беседы с местным населением.
1.3.Физическая подготовка туриста
Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Закаливание. Утренняя зарядка. Нормативы разрядов и категории путешествий. Занятия в спортивном зале.
1.4.Туристский быт
Привалы и ночлеги. Бивак дневной и ночной, для дневок. Требования к месту привала: лес, вода, сухая поляна, безопасность, близость к трассе, населенному пункту. Наличие топлива.
Планирование лагеря. Противопожарные меры. Распределение обязанностей.
Организация костра. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка и ремонт обуви и одежды.
Охрана природы. Общественно-полезная работа на дневках.
Свертывание бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры.
Игры в пути и на привале. Песня. Гитара.
Организация ночлега и нормы поведения туристов в населенных пунктах.
Практические занятия
Зарисовка схем правильной разбивки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала. Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом.
Игры в пути и на привале. Разучивание и исполнение песен.
1.5. Питание в походе, путешествии
Калорийность пищи. Набор продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование растений, ягод, грибов. Дневная норма расхода продуктов. Водно-солевой режим. Выбор и обеззараживание воды. Получение воды при ее недостатке. Возможность пополнения пищевых запасов в пути.

Практическое занятие
Расчет продуктов питания для одно- и двухдневного похода.

1.6. Организация и подготовка похода, путешествия
Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей. Подбор литературы и картографического материала.
Нормы питания. Нормы переходов. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика похода, сметы расходов, схемы маршрута.
Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство в пользовании. Уход за снаряжением и его ремонт.
Культура поведения туриста. Взаимоотношения в группе, с местными жителями. Значение дисциплины в походе.
Распределение обязанностей в группе. Задания по краеведческой работе, план фотосъемок.
Практические занятия
Оформление походной документации. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Ремнабор. Установка палатки. Закупка, расфасовка, раскладка продуктов. Копирование карты.
Контрольный сбор: проверка личный и групповой готовности к выходу в поход
1.7. Организация и проведение похода, путешествия
Исполнение каждым участником различных обязанностей в одно-, двух- и трехдневных походах и многодневных путешествиях. Ведение наблюдений и сбор краеведческого материала.
1.8. Подведение итогов похода, путешествия

Обработка собранных материалов. Подготовка отчета. Творческие работы участников похода. Отчетный туристский вечер. Итоговая выставка, организация краеведческого уголка. Оформление документов.

2. Топографическая подготовка
2.1. Карта географическая, топографическая, спортивная
Значение топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства. Топографические карты в туризме.
Масштаб. Виды масштабов. Старение карт.
Рамки географических карт. Номенклатура топографических карт. Географические и прямоугольные координаты. Определение координат точки на карте.
Карта топографическая и спортивная. Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Определение масштаба. Измерение расстояний на карте. Копирование карты.

2.2. Условные знаки топографической карты
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Сочетание знаков.
Практические занятия

Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, мини-соревнования.

2.3. Рельеф
Способы изображения рельефа на картах. Горизонтали, бергштрихи. Отметки высот, урезы воды. Характеристика местности по рельефу.
Практические занятия.
Знакомство на местности с различными формами рельефа. Построение топографического профиля.
3. Ориентирование
3.1. Ориентирование по местным предметам.
Суточное движение солнца по небосводу. Полярная звезда и ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия в случае потери ориентировки.
3.2. Компас. Работа с компасом
Устройство компаса. Правила обращения с ним. Ориентир. Визирование. Азимут. Определение азимута. Движение по азимуту.
3.3. Контрольные пункты (КП)
Понятие КП, Способы отметки на КП.
Практическое занятие.
Изготовление КП.

4. Краеведение
4.1. Туристские возможности родного края
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории, культуры, природы. Музеи края. Сбор краеведческого материала в библиотеках, в микрорайоне школы, во время походов и его оформление. Использование собранного материала при проведении лекций, бесед, классных часов, экскурсий.
4.2. Природа родного края
Рельеф, геология и полезные ископаемые, климат, воды, почвы, флора и фауна области.
4.3. История родного края
Сведения о прошлом нашего края, о событиях и героях войны 1812 г. и Великой Отечественной войны. Имена выдающихся людей на карте области.
Практические занятия
Прогулки по улицам города, ближайшим окрестностям, в парк, на реку. Экскурсии в музеи к историческим памятникам и памятным местам.
Одно-, двух-, трехдневные походы и многодневные путешествия с активными способами передвижения.
4.4. Изучение района путешествия
Сбор краеведческого материала о районе похода: изучение литературы, карт, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п.
Подготовка докладов о районе похода: о рельефе, истории, флоре, фауне и т.п.
5. Безопасность в походе, путешествии. Основы гигиены. Первая доврачебная помощь пострадавшим
5.1. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний
Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Поддержание чистоты тела, ног, ротовой полости. Меры предупреждения потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Требования к жилищу. Предупреждения переохлаждения и обморожений. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.
Походная медицинская аптечка, ее состав и пользование медикаментами.
5.2. Безопасность в походе, путешествии
Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха. Обязанности ведущего и замыкающего.
Движение по равнине, по сильно пересеченной местности, по лесу, через кустарник и завалы. Сложность движения в густом лесу.
Движение на склонах. Виды склонов: лесистые, травянистые, песчаные, каменистые, снежные.
Движение по заболоченной местности. Водные преграды. Броды и переправы. Техника преодоления естественных препятствий. Меры предосторожности. Страховка и самостраховка. Альпеншток.
Значение дисциплины при преодолении естественных препятствий. Основные причины возникновения опасности, связанные с дисциплиной туристов, плохой подготовкой похода, климатическими условиями. Меры предупреждения опасности. Правила поведения туристов в лесу, на воде, при преодолении естественных препятствий, во время грозы. Правила поведения при потере участников группы, отставание. Сигнализация в пути. Сигналы бедствия.
Движение по дорогам (автомобильным и железным) и при их пересечении, по улицам. Характер и качество покрытия дорог. Скорость движения.
Практические занятия
Узлы в туризме. Страховочные системы. Преодоление естественных препятствий: подъемы, спуски по различным видам склонов, траверс, преодоление водных препятствий с помощью бревна, параллельных перил, маятником, навесной переправой. Преодоление сухого оврага различными способами. Страховка и самостраховка
Тренировки и соревнования по технике пешеходного туризма.
5.3. Доврачебная помощь пострадавшим
Профилактика заболеваний и травматизма в походе. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления. Желудочные заболевания.
Практические занятия.
Оказание первой помощи условно пострадавшему.
5.4. Транспортировка пострадавшего
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояние, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке. Переноска вдвоем на шестах со штормовками. Изготовление носилок.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при различных травмах.
Практические занятия
Изготовление носилок, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
6. Организация экологической работы. Наблюдения за природой
Изучение отдельных компонентов природного комплекса: рельефа, почвы, растений и животных. Природные комплексы леса, луга, поля, водоема.
Природные зоны. Влияние различных условий на природные комплексы.
Практические занятия
Коллекционирование, сбор гербария, фото- и видеосъемка, составление палеонтологической коллекции и коллекции полезных ископаемых.
Анализ воды из различных источников, водоемов.
Научно-практическая деятельность на охраняемых природныхтерриториях (заповедниках, заказниках, национальных парках и т.д.)
Организация школьной экологической почты.
Туристское путешествие. Участие в соревнованиях (вне сетки часов)
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, туристскому многоборью, слетах, викторинах по краеведению.
Проведение зачетного туристского похода.

II год обучения

Цель второго года, формирование учащихся понятия о целостности и диалектике природных комплексов и путях их рационального использования и охраны.
Задачи:
Воспитательные: дальнейшее развитие качеств, присущих гармонически развитой личности.
Обучающие: углубление и расширение экологических знаний; формирование навыков исследовательской работы; углубление и расширение знаний по общеобразовательным предметам (биологии, географии, экологии, истории и др.)
Развивающие: дальнейшее развитие навыков наблюдения и анализа, способностей обобщать и делать выводы; совершенствование физических навыков спортсменов-туристов по технике пешеходного туристского многоборья, спортивного ориентирования; дальнейшее расширение общего кругозора
Примерный учебный план

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

в том числе

теоретические

практические

камеральные

на местности

1

2

3

4

5

6

1.

Краеведение





1.1

Туристические возможности родного края

14

2

6

6

1.2

Исторические места Калужской области

6

6

-

-


20

8

6

6

2.

География области





2.1

Основные черты рельефа

20

4

8

8

2.2

Климат

10

4

6

-

2.3

Гидрография

18

4

6

8

2.4

Растительный мир

30

8

10

12

2.5

Животный мир

30

8

10

12


108

28

40

40

3.

Основы экологии





3.1

Закон об охране природы

4

2

-

2

3.2

Фенологические наблюдения

4

2

-

2

3.3

Природный комплекс и его компоненты

12

2

4

6

3.4

Наблюдения в природе

16

4

-

12

3.5

Природоохранная деятельность человека

24

10

6

8


60

20

10

30

4.

Основы туристской подготовки





1

2

3

4

5

6

4.1

Организация и проведение туристского путешествия

4

2

2

-

4.2

Топография

18

-

4

4

4.3

Ориентирование

6

-

2

4

4.4

Обеспечение безопасности в походе, путешествии, экспедиции

10

2

2

8


28

58

10

16

Итого:

216

58

66

92


Зачетные походы, участие в конференциях – вне сетки часов

Содержание тем программы II года обучения
1. Краеведение
    1. Туристские возможности родного края

Практические занятия

Работа с картами, атласами, путеводителями, литературой, справочниками. Составление экскурсионных объектов города и области. Походы и экскурсии на наиболее интересные экскурсионные объекты.
Научно-практическая работа по выявлению особо ценных объектов природы и организации экологических троп.
    1. Исторические места области
Сбор сведений о наиболее значимых событиях и известных людях области. Оформление собранного материала.
2. География области
2.1. Основные черты рельефа
Геологическое строение и полезные ископаемые края. Главные черты рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидрографии края, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа. Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Рациональное природопользование. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах
Практические занятия
Экскурсия в краеведческий музей, музей минералов, на предприятия горнодобывающей промышленности. Определение горных пород и минералов.
2.2. Климат
Атмосфера. Проблемы охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на распространение растений и животных, хозяйственную деятельность человека. Характеристика климата области. Фенологические наблюдения. Знакомство с картой погоды, учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении предприятий города, области.
Практические занятия
Организация наблюдений за погодой. Экскурсия на метеостанцию.
    1. Гидрография
Понятие о гидросфере планеты. Вода как основа жизни. Вода как полезное ископаемое. Масштабы потребления воды на планете, в стране, области, городе. Общая характеристика гидрографии области. Реки, озера, болота, родники и их особенности.
Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.
Практические занятия
Анализ проб воды из различных водоемов.
2.4.Растительный мир родного края
Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир области. Редкие и исчезающие растения и их охрана. Знакомство с «Красной книгой» растений. Лекарственные растения области и их использование.
Практические занятия
Определение растений и их описание. Гербаризация сорных растений. Составление карточек охраняемых растений. Выступления кружковцев с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях родного края. Экскурсии в природу.
2.5. Животный мир области
Обзор животного мира области. Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной книгой животных». Закон об охране природы.
Практические занятия
Определение наиболее типичных животных визуально, по следам жизнедеятельности, голосу. Составление описания охраняемых животных. Экскурсии в музей и в природу.
3. Основы экологии
3.1. Закон об охране окружающей среды
Охрана природы в России. Основные документы по охране природы. Задачи особо охраняемых территорий (памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков). Туризм и охрана природы
Практические занятия
Подготовка к однодневному походу. Групповое и личное снаряжение. Изучение заповедей туриста. Учебная экскурсия по экологической тропе
3.2. Фенологические наблюдения
Использование фенологических наблюдений при изучении родного края и в народном хозяйстве. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Подготовка и методика наблюдений. Изучение сезонных явлений природы. Организация наблюдений.
Практические занятия.
Составление календарей погоды, разработка фенологических карт, атласов. Ведение дневников наблюдений. Поход-экскурсия «Осень в природе». Работа в лесничестве: сбор семян ценных пород деревьев и кустарников, заготовка кормов для зверей и птиц.
3.3. Природный комплекс и его компоненты
Общие свойства природных комплексов. Основные компоненты и их роль в формировании комплексов. Общая характеристика природных комплексов родного края.
Практические занятия
Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с природными комплексами родного края. Описание природного комплекса родного края по типовому плану.
3.4. Наблюдения в природе
Ведение дневника наблюдений.
Определение растений.
Определение животных по внешнему виду, по следам жизнедеятельности. Метеонаблюдения
3.5. Природоохранная деятельность человека
Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана природы. Рациональное и нерациональное использование среды. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений области. Научная организация рекреационных территорий. Проблема управления биосферой.
Практические занятия
Знакомство с видами природоохранной деятельности человека: регуляция численности промысловых животных и ценных растений, организация природоохранных территорий.
Работа в национальном парке.
4. Основы туристкой подготовки
4.1. Организация и проведение туристского путешествия
Групповое и личное снаряжение, основные требования к нему, укладка рюкзака. Привалы и ночлеги: требования к местам привалов и ночлегов. Работа группы на привале. Типы костров. Костровое оборудование. Питание в путешествии. Техника и тактика путешествия.
4.2. Топографическая подготовка
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.
Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния. Необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.
Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага. Определение высоты предмета.
4.3. Ориентирование
Соревнования по спортивному ориентированию в заданном направлении, по выбору, по маркированной трассе, по легенде.
Туристское ориентирование.
4.4. Обеспечение безопасности в походе, экспедиции
Личная гигиена туриста. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Применение средств личной гигиены на тренировках и в походах. Походная аптечка. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение. Транспортировка, пополнение походной аптечки. Лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Приемы транспортировки пострадавших.

III год обучения
Цель третьего года: подготовка юных организаторов туристско-краеведческой и экологической работы, привлечение в кружок новых учащихся.
Задачи:
Воспитательные: формирование оптимистически настроенных людей, не боящихся трудностей, умеющих владеть собой, поддерживать других в трудную минуту, способных видеть красоту и гармонию окружающего мира и нести свои знания и оптимизм другим.
Обучающие: продолжение формирования туристско-краеведческих навыков работы; освоение различных форм эколого-туристско-краеведческой работы в образовании и воспитании, привитие организационно-пропагандистских умений; расширение знаний по экологии и природоохранной деятельности.
Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся навыков поведения в природе, умения самостоятельно оценивать состояние среды, обобщать и делать выводы; совершенствование навыков спортсменов-туристов; развитие способностей доносить информацию, проводить беседы, лекции, организовывать учебно-познавательные мероприятия.
Примерный учебный план


№ п/п

Тема

Количество часов

всего

в том числе

Теоретические

Практи-ческие

в помеще
нии

на местности

1

2

3

4

5

6

1

Основы экологии





1.1

Биологические системы

4

4

-

-

1.2

Почвы области. Охрана почв

6

4

-

2

1.3

Лес как пример растительного сообщества

24

6

6

12

1.4

Среда и ее факторы

16

2

2

12

1.5

Природа – целостная, динамическая, взаимосвязанная система

6

2

2

12

1.6

Природа и человек

24

4

6

14


90

22

16

52

2

Подготовка лекторской группы





2.1

Основы лекторского
искусства

18

4

14

-

2.2

Подготовка и проведение школьных мероприятий по экологии

22

-

22

-


40

4

36

-

3

Туристская подготовка





3.1

Топографическая подготовка

18

2

-

16

3.2

Ориентирование

22

-

-

22

3.3

Обеспечение безопасности в походе, путешествии

18

-

18

-

3.4

Организация и проведение туристского путешествия

14

2

12

-


72

4

30

38

4

Подготовка и проведение научно-практической
конференции

14

2

12

-

Итого:

216

32

94

90


Зачетные походы, участие в конференциях – вне сетки часов

Содержание тем программы III-го года обучения
1. Основы экологии
    1. Биологические системы
Уровни организации живого: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Основные свойства биологических систем.
1.2. Почвы области. Охрана почв
Понятие о почвах. Состав и строение почв. Свойства почв. Условия формирования почв. Понятие о почвенной карте. Способы обработки почв. Охрана почв от эрозии и загрязнения.

Практические занятия.

Изучение почвенного разреза. Оценка почв по полевым данным. Взятие почвенных проб.
1.3.Лес как пример растительного сообщества
Понятие о биоценозе. Леса области. Понятие о сообществе на примере леса. Лес – экологическая система. Биология растений и животных леса. Знакомство с видовым составом леса. Типы лесов. Значение леса (водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно-гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Саморегуляция в биоценозе.
Практические занятия
Определение деревьев и кустарников по коре, веткам и почкам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам. Составление коллекций. Описание лесного сообщества. Определение загрязненности местности по видовому разнообразию лишайников леса. Влияние фактора вытаптывания на травяной покров, подрост, появление суховершинности.
1.4.Среда и ее факторы
Основные задачи экологии. Понятие о среде. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние среды на биологические системы. Изменения в биоценозах, колебания численности, смена биоценозов.
Практические занятия
Изучение приспособлений к абиотическим факторам среды у различных организмов. Установление реакции сообществ на антропогенные факторы. Влияние туризма и рекреации. Вычерчивание схем взаимосвязей в биоценозе.

1.5. Природа – целостная, динамическая, взаимосвязанная система

Компоненты природного комплекса и их взаимодействие. Причины устойчивости природного комплекса. Влияние антропогенных факторов на природный комплекс. Смена биоценозов. Биологическое равновесие.
Практические занятия
Экскурсии в природу
1.6. Природа и человек
Понятие охраны природы. Природные ресурсы края и перспективы их дальнейшего использования. Рекреационные территории.
Практические занятия
Изучение реакций сообществ на антропогенный фактор. Изучение скорости зарастания кострищ. Загрязнения мест массового отдыха, влияния фактора беспокойства на видовой состав животных, учет порубок деревьев, разорения гнезд, муравейников, выявление степеней депрессии, степени флуктуирующей асимметрии и т.д.
2. Подготовка лекторской группы
2.1. Основы лекторского искусства
Отбор лекционного материала. Требования к речи лектора. Использование наглядности.

2.2. Подготовка и проведение школьных мероприятий по экологии

Подготовка и проведение различных мероприятий по экологии (конкурсы, викторины, тематические вечера, экологическая почта )
3. Туристская подготовка
3.1. Топографическая подготовка
Практические занятия
Топографическая съемка местности простыми приборами (маршрутная, азимутальная). Высотная съемка. Работа с нивелиром. Барометрическая съемка.
3.2. Ориентирования
Практические занятия
Определение азимута. Азимутальный ход. Определение точки стояния на карте. Различные виды ориентирования. Поиск и установка контрольных пунктов.
3.3. Обеспечение безопасности в походе, путешествии
Практические занятия
Составление заданий и тестов по преодолению различных препятствий, оказанию первой доврачебной помощи.
Проведение занятий и игр для младших школьников.
3.4. Организация и проведение туристского путешествия
Выбор района путешествия. Возможность использования забросок. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления. Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями.
Хозяйственная и техническая подготовка к путешествию. Составление сметы путешествия.
4. Подготовка и проведение научно-практической конференции
Подбор материалов для докладов, организация выставки. Оформление стендов для музея.

План воспитательной работы

(на примере эколого-туристского отряда «Муравей» средней школы № 21 г.Калуги)


Месяц

Работа с кружком

Работа с родителями

Индивидуальная работа

Сентябрь

Запись в кружок, выбор старосты и актива; подготовка отчетов о летней работе, проведение конференции; школьный турслет; подготовка докладов на чтения им. К.Э.Циолковского турслет ко Всемирному дню туристов

Родительское собрание, на котором сообщаются цели и задачи кружка, организация его работы

Индивидуальные беседы с кружковцами и желающими заниматься в кружке; подготовка докладов на чтения им. К.Э.Циолковского; подготовка участников турслета

Октябрь

Работа в национальном парке Угра; участие в соревнованиях по туристскому многоборью «Багряная осень»

Беседы с родителями участников экспедиций и соревнований

Вовлечения новых членов в работу кружка; составление индивидуальных планов работы по направлениям (ботаника, зоология, гидрология и т.д.); индивидуальная отработка спортивных навыков

Ноябрь

Проведение школьной биологической олимпиады

Индивидуальные беседы

Индивидуальная подготовка победителей



школьной олимпиады к участию в городской олимпиаде по биологии

Декабрь

Участие в городской олимпиаде по биологии; подготовка к чтениям им. А.Л. Чижевского

Индивидуальные беседы, разъяснение значимости участия школьников в конференциях

Индивидуальные беседы, подготовка участников олимпиады и конференции

Январь

Экспедиция в нац парк «Угра» по изучению следов животных; подготовка и проведение школьной экологической олимпиады; подготовка к чтениям им. А.Л. Чижевского, оформление докладов; соревнования по туртехнике в зале

Индивидуальные беседы

Составление индивидуальных отчетов по экспедициям; индивидуальная подготовка участников олимпиады по экологии; подготовка докладчиков на конференцию; подготовка участников соревнований по туртехнике (индивидуальная работа на этапах)

Февраль

Экологическая игра для учащихся 7-8 классов

Родительское собрание по итогам I-го полугодия

Индивидуальные беседы

Март

Походы выходного дня

Индивидуальные беседы

Индивидуальные беседы

Апрель

Участие в «зеленых средах», соревнованиях
по спортивному ориентированию; подготовка школьного турслета; участие в «Марше Парков»

Индивидуальные беседы

Индивидуальные беседы, подготовка
инструкторов и судей к школьному турслету; отчеты о работе в национальном парке «Угра»


Май

Зачетный категорийный поход; отчет о походе; подготовка к городскому турслету школьников

Собрание родителей участников похода

Индивидуальные отчеты о походе; индивидуальная подготовка к турслету по направлениям (спортивное ориентирование, топография, туртехника, туркухня)

Июнь

Работа в национальном парке; городской туриско-краеведческий слет

Родительское собрание по итогам года; индивидуальные планы на лето; индивидуальные беседы

Индивидуальные отчеты по направлениям работы в национальном парке; анализ соревнований на турслете школьников; планы на лето

Конечный результат программы

I-го года обучения:
  • формирование элементарных эколого-туристских знаний, умений, навыков: туристкой техники и ориентирования; умения вести наблюдения в природе; производить анализ своей работы
II-го года обучения:
  • умение учащихся пользоваться полученными эколого-туристскими знаниями, умениями, навыками;
  • выполнение разрядных норм по спортивному ориентированию, технике туризма
  • участие в конкурсах и соревнованиях по туризму, биологии и экологии
III-го года обучения:
  • совершенствование туристских умений и навыков, повышение разрядной квалификации;
  • подготовка младших инструкторов-организаторов эколого-краеведческой и туристской работы

Рекомендуемая литература

Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ. 1996
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: Физкультура и спорт. 1983
Алешин В.М. Серебренников А.В. Туристская топография. М.: Профиздат. 1985.
Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М.: ЦДЮТур МО РФ. 1994
Беляева В.С. Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.: Просвещение 1974
Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. М.: Мысль. 1966
Варламов В.Г. основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист». 1983
Волович В.Г. Академия выживания. М.: «Толк», «Технополюс». 1996
Второв П.П. Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. Пособие для учителей. М.: Просвещение 1980
Гонопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М.: ЦРИБ «Турист». 1986
Гладков Н.А., Михеев А.В., Гладушин В.М. Охрана природы. М.: Просвещение 1975.
Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа. 1975
Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Педагогика. 1976
Краткий справочник туриста. М.: Профиздат.1985
Куликов В.М. Походная туристкая игротека. Сборники № 1, № 2. М.: ЦДЮТур МО РФ. 1994.
Куликов В.М. Ротштейн Л.М. Составление пиьменного отчета от пешеходном туристком путешествии школьников. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
Малинин А.Д. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга: Золотая аллея, 1992.
Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. Серия: справочники-определители географа и путешественника. М.: Мысль, 1971.
Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. М.: Просвещение, 1981.
Флинт Б.Е. Птицы СССР. М.: Мысль, 1968
Формозов А.Н. Спутник следопыта. М.: Детиздат, 1975.



Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей