0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
  Глава VIII. Отходы производства и потребления   / /   Доклад о состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды на территории Калужской области в 2008 году.     Калуга:   Манускрипт   -   2009 C. 267-284.


ГЛАВА VIII. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ


8.1. Управление отходами производства и потребления


В 2008 году в Калужской области полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления разделялись следующим образом:

1. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Калужской области (на основании приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 № 188 «Об утверждении и введении в действие положения об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области» (РД-02-009-2004) (в ред. изменений № 1, утв. приказом Ростехнадзора от 08.04.2005 № 209, № 2, утв. приказом Ростехнадзора от 31.03.2006 № 253) и от 06.02.2007 № 46 «О реализации федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе») осуществляет:

- государственный экологический контроль за соблюдением природоохранного законодательства в области обращения с отходами на объектах, подлежащих федеральному контролю;

- участие в ведении государственного реестра объектов размещения отходов при формировании государственного кадастра отходов, а также в ведении государственного учета в области обращения с отходами;

- утверждение нормативов образования и лимитов на размещение отходов;

- выдачу лицензий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

- организацию и проведение в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

- государственное статистическое наблюдение по форме 2-ТП (отходы), ведение государственного кадастра отходов на территории Калужской области;

- администрирование платы за загрязнение окружающей среды.

2. Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.01.2005 № 17 «Об утверждении положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области») осуществляет государственный надзор и контроль за:

- исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- за условиями и способами сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления;

- за условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), использованием машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производством, применением (использованием), транспортировкой, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека;

- организацией и проведением мероприятий по санитарной охране на территории Калужской области от заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также от ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.

3. Министерство природных ресурсов Калужской области проводит:

- согласование в соответствии со своей компетенцией порядка осуществления юридическими лицами производственного контроля в области обращения с отходами;

- участие в ведении государственного кадастра отходов.

4. Министерство здравоохранения Калужской области осуществляет контроль за управлением медицинских отходов.

5. Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области осуществляет контроль за управлением биологических отходов.

6. Управление Россельхознадзора по Калужской области осуществляет контроль за:

- состоянием скотомогильников для утилизации биологических отходов;

- соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, правил их приемки, хранения, транспортировки и утилизации.

7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления определены в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 15, 16), от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 8), от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 7):

• К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

• К вопросам местного значения муниципального района относятся:

- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

• К вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.


8.2. Осуществление федерального государственного статистического наблюдения

по форме № 2-ТП (отходы). Структура отходов производства и потребления


В соответствии с приказом Ростехнадзора от 31.01.2007 № 39 «Об организации работ по осуществлению федерального государственного статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калужской области были проведены мероприятия по организации государственного статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) на территории Калужской области:

- утверждён перечень отчитывающихся по форме № 2-ТП (отходы) индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;

- информированы индивидуальные и юридические лица о включении их в перечень отчитывающихся, доведён до них единый машиночитаемый образец по форме 2-ТП (отходы);

- собраны данные на машиночитаемых и бумажных носителях от индивидуальных и юридических лиц, проведена их обработка, систематизация на территориальном уровне;

- систематизированные данные направлены в Ростехнадзор и территориальный орган Росстата в установленные сроки.

По данным формы № 2-ТП (отходы) в 2008 году на предприятиях области образовалось 411623,843 т отходов производства и потребления, что на 3% больше, чем в 2007 г., в том числе:

  • 1 класса опасности для ОПС – 26,753 т;

  • 2 класса опасности для ОПС – 477,575 т;

  • 3 класса для ОПС – 2548,896 т;

  • 4 класса для ОПС – 158712,993 т;

  • 5 класса для ОПС – 249857,632 т.

Увеличение объёма образования отходов производства и потребления произошло, в основном, по отходам 4 класса опасности для ОПС (отходы пивоваренного производства, отходы деревообработки от предприятий г. Калуги). Превалирующую долю в объеме образованных отходов 4 класса опасности заняли отходы производства пищевых продуктов, отходы пивоваренного производства, помет куриный, отходы деревообработки, минеральные отходы, ТБО, а также отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод.

Из общего количества отходов, размещённых на территории Калужской области:

  • использовано в собственном производстве – 206823,343 т;

  • полностью обезврежено – 208,346 т.

Кроме того, передано на другие предприятия – 315448,356 т, из них:

  • для использования – 237138,464 т;

  • для обезвреживания – 1055,473 т;

  • для хранения – 33665,852 т;

  • для захоронения – 43588,567 т.

Сведения об образовании, использовании и обезвреживании отходов (тыс. т), систематизированные по классам опасности для окружающей природной среды, представлены в таблице 8.2.1.

Таблица 8.2.1

Наименование видов и классов опасности отходов

Наличие на начало года

Образовалось в 2008 году

Поступило от других организаций

Использовано

Обезврежено

Всего

% от накопленных отходов

Всего

% от накопленных отходов

Всего, в т.ч.:

80,379

411,625

127,274

206,827

50,3

0,208

0,1

1 класс

0,007

0,027

0,603

0,001

4,5

0,072

268,2

2 класс

0,025

0,478

0,867

0,032

6,6

0,000096

0,0

3 класс

0,635

2,549

1,345

0,263

10,3

0,089

3,5

4 класс

74,753

158,713

1,192

90,825

57,2

0,047

0,0

5 класс

4,959

249,858

123,267

115,706

46,3

0,000793

0,0


Непосредственно в Калуге в 2008 г. образовалось 188296,666 т отходов (-19800,972 т к 2007 г.), в том числе 1 класса опасности – 16,351 т, 2 класса – 23,398 т, 3 класса – 1040,791 т, 4 класса – 35988,646 т, 5 класса – 151227,48 т.

Качественный состав образующихся отходов производства и потребления на территории Калужской области представлен в таблице 8.2.2.

Таблица 8.2.2

Класс опасности

Образовалось, тыс. т

Примеры наиболее распространенных видов отходов (наименования)

Доля отдельных видов, %

1 класс

0,027

Отработанные люминесцентные лампы

0,007

2 класс

0,478

Отработанные аккумуляторы, гальванические шламы

0,116

3 класс

2,549

Нефтешламы, отходы масел, растворителей, загрязнённая ветошь

0,619

4 класс

158,713

Твёрдые бытовые отходы, старые шины

38,558

5 класс

249,858

Коммунальные отходы, отходы бумаги, лом и отходы чёрных и цветных металлов, отходы деревообработки

60,701


Основную массу наиболее токсичных отходов 1 класса опасности составили ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак. По данным статистической отчётности 99% из них были сданы на обезвреживание в ЗАО ОНПЭЦ «Регион-Центр-Экология», расположенное в г. Калуге, 1% временно хранился на предприятиях с последующей сдачей на обезвреживание.

Отработанные аккумуляторы, гальванические шламы (отходы 2 класса опасности) сдаются в ЗАО ОНПЭЦ «Регион-Центр-Экология», ООО ОНПЭЦ «Регион-Центр-Экология» и по мере накопления вывозятся для переработки за пределы региона. Отработанные масла сдаются в ООО «Нефтегазсервис» (г. Калуга), частично используются для собственных нужд на предприятиях.

По видам экономической деятельности образование отходов распределено следующим образом:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Текстильное и швейное производство

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Обработка древесины и производство изделий из дерева

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

Химическое производство

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Производство машин и оборудования

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Производство транспортных средств и оборудования

Прочие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Транспорт и связь

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Прочие разделы видов экономической деятельности

11242,770 т

902,246 т

167421,384 т

171,073 т

149,947 т

32890,649 т


22103,158 т

183,721 т

361,474 т

11738,586 т


44460,075 т

8909,817 т


12036,271 т

17490,410 т

45974,621 т

17074,381 т

981,703 т



1853,451 т

6389,474 т

235,913 т


84,324 т

8918,919 т


В 2008 г. организациями, занимающимися металлургическим производством и производством готовых металлических изделий, было образовано 44460,075 т, из них 1 класса опасности – 0,0022%, 2 класса опасности – 0,685%, 3 класса опасности – 1,233%, 4 класса опасности – 57,276%, 5 класса опасности – 40,804%.

Для предприятий, производящих машины и оборудование, основную долю из общего количества образованных отходов составили отходы 4 и 5 классов опасности.


8.3. Управление медицинскими отходами


В 2008 году продолжило функционировать отделение по обращению с медицинскими отходами в ГУЗ «Калужское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» на основании лицензии № ОТ-09-000188(40) от 22.10.2007 на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В отделении утилизируются собственные отходы. Начата работа по договорам с ЛПУ: ГУЗ «Областная туберкулезная больница № 1», ГУЗ «Областная туберкулезная больница № 2», ГУЗ «Детский туберкулезный санаторий», МУЗ «Больница скорой медицинской помощи г. Калуги».

В течение года обезврежено и утилизировано 9164 т медицинских отходов, в том числе:

- медицинские отходы (перевязочный материал) – 3,07 т;

- медицинские отходы (биологические отходы) – 5,05 т;

- ткани смешанные – 0,144 т;

- использованные резиновые перчатки – 0,099 т;

- использованные шприцы и системы, полиэтилен – 0,148 т;

- иглы от шприцев и систем – 0,003 т;

- отходы бумаги и картона – 0,65 т.

В ГУЗ «Калужский областной онкологический диспансер» функционирует СВЧ установка для обеззараживания медицинских отходов.

ГУЗ «Калужская областная больница» приобрело необходимое оборудование и расходные материалы; проводились работы по устройству специальных помещений для СВЧ обеззараживания медицинских отходов.


8.4. Управление биологическими отходами


Управление биологическими отходами в сфере компетенции Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области. Система управления биологическими отходами, которой руководствуется государственная ветеринарная служба при осуществлении своей деятельности, основана на требованиях:

- закона от 14.05.1993 № 4979/1 «О ветеринарии»;

- закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 № 706;

- положения о проведении экспертизы некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263;

- ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 05.01.1996 № 1005.

Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, на мясоперерабатывающих предприятиях, рынках, организациях торговли и других объектах, занимающихся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Биологические отходы подвергаются утилизации на специально отведенных и оборудованных для этих целей местах – скотомогильниках и путем сжигания в специальных печах (крематорах) или земляных траншеях. На отдельных мясоперерабатывающих предприятиях утилизация биологических отходов проводится путем их переработки в специально оборудованных цехах (в которых установлены котлы Лапса) в мясокостную муку.

Такие цехи имеются у ОАО «Думиничский мясокомбинат», ОАО «Калужский мясокомбинат», АОЗТ «Карачевская птицефабрика», ЗАО «Птицефабрика Калужская», ООО «Птицефабрика «Радон», ООО «Птицефабрика в Белоусово».

Все места для утилизации биологических отходов внесены в реестр, который ведется государственной ветеринарной службой районов, городов.

По состоянию на 01.01.2009 на территории области имеются 225 скотомогильников, из которых 76 действующих (только 3 (г. Калуга, г. Обнинск и ООО «Серафимово-АГРО» Барятинского района) являются типовыми, соответствующими всем требованиям ветеринарно-санитарных правил) и 149 законсервированных; 94 места для сжигания в земляных траншеях, 22 установки (крематора) по сжиганию биологических отходов и 6 цехов по их переработке.

Данные о наличии в районах и городах Калужской области действующих мест для утилизации биологических отходов по состоянию на 01.01.2009 приведены в таблице 8.4.



Таблица 8.4


№ п/п


Наименование

районов

Наличие мест для утилизации

(скотомогильники),

всего

В том числе



Оборудованы типовой

биоямой

Приспособленные

биоямы

Законсервированные

скотомогильники

Места сжигания

(земляные траншеи)

Цехи

(котлы Лапса)

1

Бабынинский

21


21

15

15


2

Барятинский

4

1

3

2

2


3

Боровский

12


12

9

0


4

Дзержинский

8


8

1

0

2

5

Думиничский

12


12

6

7

1

6

Жиздринский

7


7

7

8


7

Жуковский

7


7

7

3

1

8

Износковский

0


0

0

0


9

Кировский

18


18

15

0


10

Козельский

10


10

10

4


11

Куйбышевский

8


8

5

5


12

Людиновский





4


13

Малоярославецкий

18


18

11

3


14

Медынский

8


8

5

0


15

Мещовский

14


14

11

8


16

Мосальский

14


14

7

10


17

Перемышльский

8


8

4

0


18

Спас-Деменский

2


2


0


19

Сухиничский

12


12

12

10


20

Тарусский

7


7

7

5


21

Ульяновский

5


5

5

5


22

Ферзиковский

9


9

6

0


23

Хвастовичский

11


11


0


24

Юхновский

3


3


5


25

г. Калуга

6

1

5

4

0

2

26

г. Обнинск

1

1

0

0

0




Итого

225

3

222

149

94

6


Управление биологическими отходами в сфере компетенции Управления Россельхознадзора по Калужской области. В ходе проведенных Управлением Россельхознадзора по Калужской области проверок установлено, что действующие биотермические ямы эксплуатируются, в основном, с нарушением п. 5 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469.

За 2008 год на основании решений судов прекращена экологически вредная деятельность по 37 хозяйствующим субъектам, по 9 хозяйствам рассмотрение судом отсрочено.

К числу потенциально опасных объектов, поднадзорных Россельхознадзору, относятся скотомогильники, в которых захоронены останки от уничтоженных сибиреязвенных больных животных. На территории области имеются данные о точном месте расположения 3-х сибиреязвенных скотомогильников. Один расположен в д. Адамовское Дзержинского района на расстоянии 100 м от ближайшего населенного пункта (год захоронения 1979). Два скотомогильника расположены в Козельском районе: д. Гутнево в 250 м от населенного пункта, д. Красный Клин в 500 м от населенного пункта (год захоронения 1989 г.). Указанные места нанесены на карту с обозначением точных координат в градусах и минутах, по широте и долготе. Данные скотомогильники находятся в удовлетворительном состоянии. По результатам проверок, проводимых государственной ветеринарной службой области дважды в год (весной, осенью), установлено, что скотомогильники соответствуют ветеринарным требованиям.

Реализация мероприятий по сбору и утилизации биологических отходов проводится в соответствии с требованиями действующих в РФ ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. При этом выполнение мероприятий по сбору, транспортировке и утилизации отходов проводится непосредственно владельцами отходов, а контроль за выполнением установленных правил сбора и утилизации отходов и соответствием мест утилизации предъявляемым требованиям – государственной ветеринарной службой.

Улучшению в решении вопросов по утилизации биологических отходов способствовала бы областная целевая программа, предусматривающая строительство типового скотомогильника (биотермической ямы), либо установку крематоров для сжигания биологических отходов на территории каждого муниципального образования. Одним из направлений данной программы может быть создание специализированной организации, занимающейся утилизацией биологических отходов на территории области, и (или) организация инфраструктуры (холодильников для передержки биологических отходов, оборудованного автотранспорта, схем взаимодействия заинтересованных предприятий) для обеспечения утилизации биологических отходов на специализированных утилизационных заводах других областей, либо строительство утилизационного завода небольшой мощности на территории области.


8.5. Мероприятия в сфере защиты растений и безопасного обращения

с пестицидами и агрохимикатами


Контроль за движением ядохимикатов в сфере компетенции Управления Роспотребнадзора по Калужской области. По данным Управления Роспотребнадзора на территории Калужской области по состоянию на 01.01.2009 имелось 38 складов пестицидов и ядохимикатов. Количество их уменьшилось на 61 за счет ликвидации складов после утилизации непригодных ядохимикатов (4) и неиспользуемых складов (57), разборки и ликвидации ветхих складов. Из имеющихся и используемых складов 23 типовых (60,5%) и 15 приспособленных.
Регулярно ведется контроль за движением ядохимикатов на территориях районов, состоянием складов, количеством непригодных к использованию ядохимикатов. Контролируется использование в работе ядохимикатов, включенных в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных для применения на территории Российской Федерации. Острых и хронических отравлений ядохимикатами за последние пять лет не зарегистрировано.
В течение 2008 года сельскими хозяйствами области было приобретено 40 т ядохимикатов, использовано – 40,6 т (в том числе приобретенных ранее), остаток составляет 3 т.
Запрещенных и непригодных к использованию ядохимикатов (обезличенных и с истекшим сроком годности) находилось на учете на складах Калужской области на 01.01.2009 45 т (в 2007 г. остаток составлял 100 т).
За 2008 год при осуществлении мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства по статье 8.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях было наложено 70 штрафных взыскания на сумму 231000 рублей, из них на юридических лиц 9 на сумму 90000 рублей; по статье 6.3 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях было наложено 67 штрафных взыскания на сумму 37500 рублей, выдано 137 предписаний.

Контроль за движением ядохимикатов в сфере компетенции Управления Россельхознадзора по Калужской области. В течение 2008 года Управлением Россельхознадзора по Калужской области проводились мероприятия по выявлению и уточнению объемов утилизации непригодных ядохимикатов.

Выявление и ликвидация пришедших в негодность и запрещенных пестицидов и агрохимикатов. За 2008 год утилизировано на полигоне г. Обнинск (ООО «Полигон-Эко») 60 тонн непригодных к применению пестицидов из 4-х районов области: Кировского – 3,0 т, Сухиничского – 26,2 т, Спас-Деменского – 26,8 т, Хвастовичского – 4,0 т. На эти цели из областного бюджета было выделено 1,5 млн. рублей.

Осталось утилизировать ~44 т, хранящиеся на территории 5 районов области.

Выявление контрафактных, пришедших в негодность и не имеющих государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов. Управлением было проведено 48 проверок, составлено 13 протоколов (12 – по ст. 8.3, 1 – по ст. 19.4), выдано 12 предписаний, все нарушения устранены. Вынесено постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 20 тыс. рублей.

В оптово-розничной торговле на территории Калужской области выявлены следующие пестициды, не прошедшие государственную регистрацию: Карбофос, Каратэ, Моспилан, Фундазол, Искра-БИО, Хлорокись меди, Микрасса, Базудин и контрафактный препарат Топаз. Приняты меры по пресечению их реализации.

Безопасность пищевой продукции растительного происхождения. В данном направлении Управлением осуществлена 31 проверка (28 – по выявлению остаточного содержания нитратов, 3 – остаточного количества пестицидов), проконтролировано 320,8 тонн пищевой продукции растительного происхождения, произведенной как в открытом, так и закрытом грунте (томаты, сельдерей корневой, огурцы, лук зеленый, лук репчатый, редис, картофель, капуста белокочанная, яблоки, арбузы). В томатах, огурцах и капусте было выявлено содержание остаточных количеств пестицидов: Байлетон, Ордан, Квадрис, Фитоверм, Бутизан, Актеллик, Ридомил, Топаз. Превышение допустимых уровней содержания нитратов выявлено в 4-х партиях зеленого лука, реализуемого на оптовом складе ОАО «Меркурий-Обнинск».

Контроль за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, правил их приемки, хранения, транспортировки. Осуществлено 133 проверки, составлено 67 актов, 23 протокола, вынесено 22 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 33 тыс. рублей.

Специалистами Управления проведена проверка ненадлежащего хранения пестицидов китайского производства в п. Оболенское Малоярославецкого района, проведено административное расследование с проведением токсикологической экспертизы 9 пестицидов. Материалы переданы в Калужский районный суд.

К основным нарушениям, выявленным при обращении с пестицидами и агрохимикатами в сельскохозяйственном производстве, относятся:

- грубые нарушения правил хранения пестицидов и агрохимикатов, отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на склады;

- несоблюдение регламентов применения пестицидов, в т.ч. экологических регламентов (с целью предотвращения отравления пчел);

- отсутствие или ведение не по форме журналов учета применения пестицидов и книг учета прихода-расхода пестицидов по складу.


8.6. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ

в области обращения с отходами


Предприятия различных форм собственности, организации, учреждения и частные фирмы, деятельность которых связана с обращением с отходами, несут административную и уголовную ответственность за нарушение норм законодательства в области обращения с отходами.

Государственный контроль в области обращения с отходами в сфере компетенции Ростехнадзора. В 2008 году отделом государственного экологического контроля Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калужской области по результатам проверок соблюдения требований в области обращения с опасными отходами было возбуждено и рассмотрено 80 дел об административных правонарушениях и наложено 80 административных штрафов. Сумма наложенных штрафов по ст. 8.2 КоАП составила 358,0 тыс. руб., из них на должностные лица – 158,0 тыс. руб., на юридические лица – 200,0 тыс. руб. По состоянию на 31.12.2008 общая сумма взысканных штрафов составила 312,0 тыс. руб.

Государственный контроль в области обращения с отходами в сфере компетенции Росприроднадзора. С 01.07.2008 полномочия по осуществлению государственного контроля в области обращения с отходами переданы Управлению Росприроднадзора по Калужской области.

За второе полугодие 2008 года Управлением Росприроднадзора по Калужской области проведено 75 проверок в области обращения с отходами, выявлено 103 нарушения, выдано 122 предписания, рассмотрено 35 административных дел в суде, наложено штрафов на сумму 221,0 тыс. рублей.

Государственный контроль в области обращения с отходами в сфере компетенции Управления Роспотребнадзора по Калужской области. Управлением Роспотребнадзора по Калужской области в 2008 году в целях контроля в части обращения с отходами потребления проведено 98 рейдовых проверок по соблюдению СП № 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», из них 8 совместно с межрайонной природоохранной прокуратурой. По результатам проверок подготовлены и направлены письма в районные администрации и администрации муниципальных образований. Основной проблемой в области обращения с отходами является отсутствие централизованной системы удаления мусора в деревнях, отсутствие контейнерных площадок, что приводит к возникновению несанкционированных свалок ТБО.

В 2008 году под надзором Управления находился 31 объект (полигоны и санкционированные свалки ТБО), проведены проверки 15 объектов.

Продолжается строительство полигона ТБО в г. Спас-Деменск. На полигон ТБО г. Калуги в 2008 году выдано санитарно-эпидемиологическое заключение. Проект расширения полигона ТБО в г. Калуге прошел государственную экспертизу, и в 2008 году начато строительство. На всех полигонах и на 23 санкционированных свалках организован производственный лабораторный контроль. Пункт радиационного контроля организован на полигоне ТБО в г. Калуге.

В 2008 году была проведена проверка 280 промышленных предприятий, в том числе и по обращению с отходами производства.

По всем районам области проводились выездные заседания межведомственной комиссии по благоустройству, на которых обсуждались вопросы по благоустройству и сбору отходов.

Совместно с Управлением Ростехнадзора по Калужской области в 2007 году была проведена организационная работа, направлены письма и даны предписания всем предприятиям и организациям по получению лицензий и санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность по обращению с отходами. За 2008 год выдано 103 санитарно-эпидемиологических заключения на деятельность по обращению с опасными отходами.




Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей