0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Семин А.И.   Из опыта проведения экологических лагерей в Раменской средней школе Мосальского район   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I.   Под ред. В.В. Королева и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2004 C. 77-85.


Из опыта проведения экологических лагерей в Раменской

средней школе Мосальского района


А.И. Семин

учитель биологии и химии, почетный работник общего образования


Вот уже 16 лет работает в нашей школе кружок "Натуралист". За это время через него прошли более двухсот ребят. Чем мы занимаемся? Каждое лето ходим в походы и научные экспедиции по Мосальскому району или живем и работаем в условиях стационарного лагеря. При этом узнаем много интересного о природе и истории нашего края. Используя разнообразные методические приемы и источники информации, мы в доступной увлекательной форме приобщаем учащихся к самостоятельной исследовательской работе, закрепляем знания, полученные в течение учебного года по ботанике, зоологии, химии, географии, ОБЖ, выполняем задания краеведческого музея. Одним из главных условий успешной работы мы считаем положительный эмоциональный настрой ребят при общении их с природой и друг другом. При проведении экскурсий мы используем не только собственный опыт, но и привлекаем сторонних специалистов разного профиля – преподавателей Калужского педуниверситета и Областного эколого-биологического центра, учителей из других школ Мосальского района, специалистов природоохранных организаций. К сожалению, трудности с финансированием в последние годы привели к существенному сокращению наших летних полевых практик. Поэтому здесь мы поделимся опытом работы нашей лесной лаборатории, работавшей в 1999 году. То лето принесло нам не мало приятных впечатлений. В июне вся наша группа путешествовала к истокам реки Пополты, самые активные ребята побывали на озере Селигер и в Московском зоопарке. А в августе мы отдыхали и работали в экологическом лагере, который назывался "Лаборатория в лесу". Целую неделю мы жили в палатках в красивом месте у реки Пополты, совершали увлекательные экскурсии по лесам, работали в группах по интересам, купались, играли, пели песни у костра.


Положение о летнем профильном лагере

"Лаборатория в лесу"

Цели:

  1. Совершенствование знаний по биологии, экологии и химии через активную познавательную деятельность детей;

  2. Познание природы родного края и овладение приемами исследовательской работы в природе;

  3. Оздоровление детей.


Участники: учащиеся 3-8 классов Раменской средней школы из числа членов кружков "Натуралист" и "Юный химик" с приглашением учащихся из других школ Мосальского района (общее число - 30 человек).

Руководители: Семин А.И., Кобзарь Н.Я. - учителя Раменской школы, Шмытов А.А. - методист Калужского областного эколого-биологического центра учащихся, Шмытова И.В. - сотрудник отдела природы Калужского областного краеведческого музея, Королев В.В. – аспирант ИПЭЭ им. Северцева.

Место проведения: живописное место на берегу р. Пополта в 10 километрах от пос. Центральный Раменского сельского совета.

Время проведения: август 1999 года.

Принципы организации. Из школьников формируются 4 отряда-лаборатории:"Лесная химическая лаборатория" (3 класс), "Ботаническая" (5-6 кл.), "Зоологическая" (6-7 кл.), "Экологическая" (8 класс), которые работают по разработанным модульным программам. Каждой лабораторией руководят учителя или специалисты.

Жизнь лагеря основана на принципах творческого сотрудничества детей и взрослых.

Финансирование: Администрация Мосальского района.


Распорядок дня (два дня из семи) профильного лагеря " Лаборатория в лесу "

2 августа

7.00. - 8.00. Подъем, утренняя пробежка, купание, зарядка, утренний туалет. 8.00. - 9.00. Завтрак, уборка лагеря.

9.00. - 9.30. Общий сбор, обсуждение плана работы на день.

9.30.- 10.00. Подготовка к экскурсиям (сбор снаряжения).

10.00.-12.00. Экскурсии, исследовательская деятельность на местности. Каждая профильная группа под руководством учителя или специалиста работает по своим модульным программам (4 экскурсии).

12.00.-13.00. Подготовка к празднику Нептуна.

13.00.-14.00. Обед.

14.00.-15.00. Послеобеденный отдых, чтение глав книги "По следам Робинзона".

15.00.-17.00. Купание, праздник на воде "Нептун в гостях у Ильи", игры в лесу.

17.00.-18.30. Лабораторные занятия в профильных группах. Работа за столами, установленными под пологом леса. Обработка собранных на экскурсиях материалов: растений, насекомых, образцов воды и почв (работа с определителями, бинокулярами, изготовление гербариев, коллекций, зарисовки в альбомах, проведение химических анализов и опытов) выполнение индивидуальных заданий.

18.30.-19.00. Ужин.

19.00.-20.30. Подготовка к Вечеру чудес и игре в лесу (общий сбор, работа в группах).

20.30.-21.30 Вечерняя игра "Этот таинственный лес" со сладкими призами.

21.30.-22.30. Вечерний чай, рефлексия.

22.30.-23.00. Вечерний туалет.

23.00.Отбой.

7 августа.

7.00. - 8.00. Подъем, утренняя пробежка, купание, зарядка, утренний туалет.

8.00. - 9.00. Завтрак, уборка лагеря.

9.00. - 9.30. Планирование дел на день.

9.30.-11.00. Выполнение индивидуальных заданий, групповые экскурсии.

11.00.-13.00. Подготовка к конференции, оформление работ.

13.00.-14.00. Обед.

14.00.-15.00. Послеобеденный отдых

15.00.-16.00. Подготовка к конференции.

16.00.-18.00. Итоговая конференция.

18.00.-19.00. Подготовка праздничного ужина, отрядные огоньки.

19.00.-20.00. Праздничный заключительный ужин.

20.00.-21.00. Подготовка места для общего костра, выставки-конкурса. "По следам Робинзона", лесной дискотеки, заготовок выступлений.

21.00.-22.30. Заключительный вечер у костра, вручение призов и наград.

22.30.-23.55. Лесная дискотека, игры.

00.00.-01.00. Чай в полночь.


Модульная программа группы ботаников

  1. Основы систематики растений. Что такое вид. Другие систематические группы (род, семейство, отдел). Основные отделы растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Признаки растений класса двудольных и однодольных.


Практикум. Работа с определителями, зарисовки водорослей в альбомы. Экскурсия "Многообразие растений", знакомство с наиболее известными растениями отделов водорослей, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных. Определение класса покрытосеменных растений по известным признакам.

Гербаризация растений.


  1. Семейства покрытосеменных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, лилейные, злаки. Формулы и диаграммы цветков.

Определители растений.


Практикум. Работа с определителями цветковых растений. Экскурсия "Многообразие цветковых растений", знакомство с наиболее известными цветковыми растениями предложенных семейств. Определение принадлежности растений к определенному семейству по главным признакам. Составление формул и диаграмм цветков на основе морфологического анализа. Гербаризация растений.


  1. Экологические группы растений. Основные экологические факторы и их влияние на растения: влияние света, температуры, влажности, минеральных веществ, живых организмов, деятельности человека. Характеристика основных экологических групп растений (светолюбивые, тенелюбивые, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания).


Практикум. Лабораторная работа: "Особенности строения растений разных экологических групп".


  1. Растительные сообщества. Типы растительных сообществ. Типы растительности. Взаимосвязи растений в сообществе. Надземная и подземная ярусность. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов. Смена растительных сообществ.


Практикум. Закладка и описание пробных площадок. Определение типа почвы по растениям-индикаторам. Определение фенофазы растений, жизненности, обилия, частоты встречаемости.


  1. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Охраняемые территории и растения России и Калужской области. Охраняемые растения Мосальского района.


Практикум. Влияния кострищ на лесное сообщество.


Индивидуальные задания "Как выжить в лесу":

Цветы подводного хлеба (кувшинка, кубышка), якутский хлеб (сусак), манна небесная (лишайники), манна земная (манник), лесное молоко, (лещина), белый картофель индейцев (стрелолист), растительный барометр (мокрица), зонтичный борщ (борщевик, сныть), сладкая гусиная лапка (лапчатка), вместо пряностей (гравилат, пижма, горец, пастушья сумка), напиток, отгоняющий сон (земляника), заменители кофе (одуванчик, цикорий), виноград хвойных лесов (можжевельник), обойденные грибы, подорожник вместо бинта, мох вместо ваты, средство от кашля (мать-и-мачеха, коровяк), дубление желудка (дуб, калган), средство от простуды (ромашка).


Устные сообщения. Растения на якоре (чилим), дубовая каша (дуб), Кольца ведьм, Наши орхидеи, Потомки вымерших деревьев (плаун, хвощ).

Модульная программа группы природоведов

Неживая и живая природа, особенности, характерные признаки.

  1. Метеорология: атмосферные явления (циклоны, антициклоны, осадки, ветер, облачность, влажность и температура воздуха, роса, туман, грозы)

  2. Гидрология: обозначения на карте рек и других гидрологических объектов; созидательная и разрушительная деятельность водотоков; болота, их роль в природе. Геология: краткая геологическая история нашей планеты; простейшие понятия стратиграфии; ледники, свидетельства их деятельности на данной местности (морены) и влияние на формирование современных ландшафтов Калужской области.


Практикум. Измерение атмосферного давления, влажности и температуры воздуха. Определение направления и силы ветра. Типы облачности. Замер количества выпавших осадков. Определение удаленности грозовых разрядов. Правила поведения на открытой местности и в лесу при близкой грозе. Экскурсия к реке: определение скорости течения поплавковым методом; вычисление ширины реки методом подобия треугольников; связь донных грунтов (ил, песок, гравий) и характера водной растительности со скоростью течения. Беседа о геологической деятельности водотоков: образование излучин, стариц, болот, оврагов. Экскурсия на геологическое обнажение (берег Перекши): демонстрация отложений разного возраста; сбор минералогической коллекции. Ведение календаря погоды в лагере.


3. Растения - посредники между небом и землей. Признаки растения. Признаки общие для растений и других живых организмов. Отличительные признаки растений. Фотосинтез. Разнообразие растительного мира. Одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые растения. Многообразие цветковых растений: светолюбивые и теневыносливые, дикорастущие и культурные.


Практикум. Экскурсия "Многообразие растений". Сбор лекарственных растений.

Индивидуальные задания. Изготовление свечек из лесных орехов, изготовление угля для рисования, получение желтой краски из коры орешника, растение, убивающее микробов (черемуха), из прошлого ризотомов (как собирать травы), крапива - лекарственное растение.

Модульная программа

"Лесная химическая лаборатория"

  1. Организация "Лесной химической лаборатории". Техника безопасности при работе с химическими реактивами и приборами. "Мир воды": физические свойства (вкус, цвет, запах, агрегатное состояние). Проблемы очистки и экономии воды. Характеристики водной среды: кислотность, температура, виды загрязнений.


Практикум. Изготовление простейшего походного фильтра из пластиковых бутылок. Измерение температуры воды. Способы обеззараживания воды.


  1. "Лесная парфюмерная фабрика". Окружающие нас растения - сырье для приготовления мыла, зубного порошка, средств ухода за обувью, ароматических и отпугивающих насекомых веществ.


Практикум. Игра в "лесные запахи"


  1. "Завод лесных красителей и чернил"

  2. "Занимательные опыты"


Индивидуальные задания. Наши расходы воды и возможности родника в урочище. Пройдево. Очистка и обеззараживание воды в туристическом походе. Добыча питьевой воды по способу Робинзона. Приготовление напитка из кислицы. Выделение крахмала из картофеля и приготовление киселя из ягод. Растительные красители. Получение древесного угля и использование его для очистки воды. Получение лесного мыла, лесного зубного порошка и лесной зубной щетки. Получение лесных духов. Получение желтой, зеленой, синей, красной красок.


Устные сообщения. Растения - химические индикаторы. Составление гербария с указанием химических элементов.


Рекомендуемая литература


Для модульной программы по химии.

Барашевич Н.М., Исурина Р.И. Расширение знаний учащихся о народно-хозяйственном значении растений (статьи: "Извлечение красителей", "Получение волокон из растений", "Получение эфирных масел", "Получение скипидара и канифоли из смолы-живицы", "Необходимые реактивы и оборудование", "Используемые растения") // Биология в школе. 1979. №6. С. 56-59.

Для модульной программы по ботанике.

Белкина Г.А. Урок-путешествие (методика и материал игры о мхах) // Биология в школе. № 5. 1991. С. 29-30.

Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии (имеются простые карточки для определения мхов папоротников, плаунов и хвощей на экскурсии). М.: Просвещение, 1996. С. 166-173.

Гуревич А.А. О работе школьного альгологического кружка // Биология в школе. № 4. 1985 С. 65-68.

Гуревич А.А. Одно из условий повышения эффективности уроков ботаники (есть рекомендации по сбору десмидиевых водорослей, описание некоторых родов) // Биология в школе. № 3.1980, С. 33-36.

Гуревич А.А. Пресноводные водоросли и их изучение М.: 1951. т.

Гуревич А.А. Пресноводные водоросли М.: Просвещение, 1966.

Дьяченко А.П. Тайны маленьких растений (дана методика проведения лабораторного практикума по листостебельным мхам) // Биология в школе. № 3. 1991. С. 66-71.

Сивцева Л.А. Изучение многообразия растительного мира: экосистемный подход (урок по теме "Водные экосистемы. Место и роль водорослей в природе, их практическое значение и охрана" // Биология в школе. № 3. 1999. С. 24-25.


Литература для проведения летнего лагеря.

Боголюбов А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников // Биология в школе. № 3. 1999. С. 41-48.

Дегтярева В.К. Применение перфокарт для определения насекомых во время экскурсии // Биология в школе. № 4. 1982. с.58-60.

Калинина О.А. Ботаническая экскурсия, как ее провести // Биология в школе. № 4. 1998. С.70-72.

Макотрова Г.В. Из опыта организации исследовательских проектов (межпредметная исследовательская работа в природе) // Химия в школе. № 1. 1998. С. 76-77.

Наумов В.М. Опыт организации клубов юных друзей природы в Иркутске // Биология в школе. № 6. 1979. С. 52-53.

Созонтова О.В. Шабаршин В.М. Биолого-химический кружок в летнем лагере (вступление, программа работы кружка, организационные вопросы, сценарий спектакля Полтергейст на столе)// Химия в школе. № 1. 1998. С. 71-76.

Рыжов И.Н. Оценка состояния водных объектов // Биология в школе. № 5. 1996. С. 60-62.

Теплов Д.Л., Титов Е.В. Экскурсия в природу. Жизнь обитателей леса // Биология в школе. № 1. 1997. С. 82-83.

Теплов Д.Л., Титов Е.В. Экскурсии в природу. Лишайники // Биология в школе. № 3. 1998. С. 76-79.

Теплов Д.Л. Титов Е.В. Экскурсия в природу. "Почва и ее обитатели" // Биология в школе. № 4. 1998. С.80-83.

Теплов Д.Л., Титов Е.В. Экскурсия в лес. "Взаимосвязи организмов в экосистеме" // Биология в школе. № 6. 1998, С. 63-67.

Теплов Д.Л., Титов Е.В. Экскурсия на водоем "Обитатели береговой зоны" // Биология в школе. № 2. 1999. С. 62-65.

Теплов Д.Л., Титов Е.В. Экскурсия на водоем "Обитатели прибрежных вод" // Биология в школе. № 3. 1999. С. 61-65.


Литература о проведении биологических игр.

Кузнецова А.А., Чуракова С.В., Кузнецов В.Н. Учебные игры на уроках // Биология в школе. № 5. 1996. С. 34-38.

Федорец Г.Ф. Дидактическая игра в процессе обучения биологии // Биология в школе. № 3. 1981. С. 31-35.




Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей