0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Сионова М.Н., Алексеев С.К.   Юннатское движение в Калужском крае   / /   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I.   Под ред. В.В. Королева и Э.А. Поляковой.   Калуга:   КГПУ им. К.Э. Циолковского   -   2004 C. 5-31.


Юннатское движение в Калужском крае

М.Н. Сионова, С.К. Алексеев

Калужское общество исследователей природы: секция экологического образования и просвещения


История юннатского движения в России уходит своими корнями к далекому 1918 году. Несмотря на невероятные трудности, которые испытывала наша страна в то время, Советское правительство освобождает всех учителей от воинской службы и проявляет исключительную заботу о народном образовании. В январе 1918 по рекомендации председателя Совета рабочих депутатов Сокольнического района гор. Москвы – Ивана Васильевича Русакова, детского врача по образованию, к организации Биологической станции любителей природы для детей, приступил, учитель биологии – Борис Васильевич Всесвятский. Молодой, энергичный учитель тут же занялся устройством Биостанции, которая, по рекомендации того же И.В. Русакова, расположилась в одном из живописнейших и хорошо сохранившихся уголков природы Москвы – на северной окраине Сокольнической рощи, граничившей с лесным массивом Погоно-Лосиного Острова, в большой двухэтажной даче. Место было выбрано на редкость удачно. Здесь было все, что нужно для занятий с юннатами – и река Яуза с пойменными озерами, прудами и болотами; и суходольные луга; и лесные поляны; и вековые сосновые и другие леса. Биостанции были выделены микроскопы, весы, бинокли, лабораторное оборудование. Б.В. Всесвятский вместе с несколькими помощниками устроил в домике биостанции библиотеку биологической литературы, подготовил экскурсионное снаряжение. Ими были сделаны аквариумы, террариумы, инсектарии. На участке рядом с дачей поставил улья с пчелами, оборудовали вольеры с птицами и зверями, на деревьях развесили искусственные гнездовья для птиц. И к 15 июня 1918 года первая в нашей стране биостанция юных натуралистов была открыта (официальное её название было «Сокольническая станция юных любителей природы», в дальнейшем переименована в Центральную агробиостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева, сокращенно БЮН). С тех пор эта дата стала днем рожденья юннатского движения в России, а русский язык пополнился новым словом – юннат.
В 1919 году при биостанции была организована колония (школа-интернат), в которой юннаты не только учились, но и жили.
Вот как описывал сам Б.В. Всесвятский работу, проводимую с юннатами Сокольнической биостанции в те первые годы: «Работа, начавшаяся с прогулок и экскурсий, естественно перешла к самостоятельным наблюдениям над жизнью обитателей природы.
Все свои наблюдения юный натуралист должен был ежедневно записывать в свой дневник. Эта работа вначале требовала большого напряжения и настойчивости, пока в дальнейшем не перешла в привычку.
В связи с пробудившимися интересами детей были организованы кружки натуралистов: 1) водолюбов (гидробиологов), 2) птичников (орнитологов), 3) огородников (ботаников), 4) насекомников (энтомологов). В дальнейшем к этим кружкам присоединился 5-й кружок - фотографов.
Осенью 1919 года по настойчивой просьбе самих юннатов была открыта при биостанции школа II ступени, где жившие в колонии дети получали общее образование и продолжали вести натуралистическую работу.
Особенно большое развитие получила работа групп орнитологов, энтомологов, ботаников-опытников, звероводов, птицеводов, метео-фенологов.
Если вначале натуралистическая работа кружков сводилась к удовлетворению естественной любознательности юных любителей природы, то в дальнейшем она постепенно приобрела исследовательский характер. Так, например, в группе орнитологов большое внимание было уделено изучению образа жизни птиц в Сокольничьей роще и разработке способов привлечения птиц в сады и парки (для чего сооружались различные типы искусственных гнездовий для птиц), периодической переписи и подсчету птичьего населения Сокольничьей рощи.
Группа энтомологов сосредоточила свое внимание на изучении насекомых-вредителей овощных растений. В частности, проводилось исследование биологии капустной мухи, капустной тли, бабочки-совки. Ставились эксперименты над рефлексом кладки яиц капустной мухой (на запах, цвет, влажность субстрата).
Группа ботаников-опытников уделяла преимущественное внимание биологии садовых и огородных культур. Для этого подбирались растения с коротким вегетационным развитием (редис, разные сорта капусты, картофеля и др.). Велась работа над новыми овощными культурами, в частности над улучшением сортов ревеня и мексиканского томата.
Группа мичуринцев-селекционеров большое внимание уделяла сортоиспытанию и выведению новых сортов земляники. В этих целях использовался опыт И.В. Мичурина, с которым была установлена тесная связь с 1924 года.
Работа звероводов сосредоточилась на одомашнивании и разведении ценных пушных зверей: лисиц, в частности черно-бурых, песцов, соболей и куниц. Помимо этого велась работа по улучшению и выведению новых пород кроликов.
Птицеводы работали преимущественно над улучшением русской беспородной курицы. Для этого проводился индивидуальный учет яйценоскости кур при помощи контрольных гнезд, отбора и скрещивания лучших. Кроме того, аналогичная работа велась над яйценоской уткой породы индейских бегунов.
С самого начала деятельности биостанции приобрели большой размах массовые метеофенологические наблюдения. Эти наблюдения служили общим фоном для всех наблюдений в природе. Они показывали динамику развития сезонных явлений в жизни растений и животных в зависимости от метеорологических условий и устанавливали связи между сельскохозяйственными работами и сезонными природными явлениями.
По мере овладения юными натуралистами методикой исследовательской работы и знаниями в области биологии исследовательская работа постепенно углублялась, стала не только удовлетворять запросы юных натуралистов, но и давать объективно-ценные результаты, имеющие научное значение. Так, силами орнитологов было организовано бюро по кольцеванию птиц для изучения их пролетов. Алюминиевыми кольцами с маркой «Moskwa-БЮН» пользовались не только юные натуралисты биостанции, но и натуралисты-орнитологи. К 1926 году количество окольцованных птиц доходило до 4000.
Массовые обходы всей Сокольничьей рощи проводились ежемесячно зимой и весной для количественного учета птичьего населения и его динамики по сезонам и годам. Научные доклады о методах исследования биологии птиц были сделаны на первом Всероссийском съезде зоологов в 1922 году, а также в обществе изучения фауны Московской губернии.
О результатах работ энтомологов сообщалось на областном совещании по борьбе с вредителями в 1927 году.
Интересные результаты были получены по биологии малярийного комара. Кружку удалось найти местонахождение яиц и личинок малярийного комара в шести пунктах под Москвой (было обследовано около 100 водоемов) и установить продолжительность его личиночной стадии.
Ботаники проводили научное исследование подснежного развития ранних весенних растений. …» (У истоков …, 1972).
Так первые юннаты под руководством Б.В. Всесвятского (в дальнейшем профессора государственного педагогического института им. В.И. Ленина) из простых любителей и созерцателей природы становились юными учеными.
Многие юннаты выпускники этой первой в России «Юннатки» в дальнейшем стали известными специалистами и учеными в различных областях естественных наук. Они с теплотой вспоминали годы, проведенные в БЮН, и все отмечают, что в их жизни эти годы имели решающее значение. Вот как, например, сказал при защите своей докторской диссертации на ученом совете биолого-почвенного факультета МГУ в 1964 году зоолог Е.X. Золотарев в своем заключительном слове:
«Сегодня, сейчас мне, прежде всего, хочется вспомнить, что в прошлом я был юннатом - воспитанником школы-колонии при Центральной станции юных натуралистов в Сокольниках. Замечательный коллектив педагогов и руководителей этой станции научил нас - ее питомцев, любить природу, уметь ее чувствовать, наблюдать. Хочется поблагодарить его за это»...
К 1932 году на базе биостанции была создана Центральная станция юных натуралистов, которая стала центром движения юных натуралистов нашей страны.

Если в первые месяцы после открытия Станции в 1918 году, она насчитывала 60 юннатов-школьников, то через 10 лет в стране было уже не менее 65 тысяч юннатов. А через 50 лет, к 1968 году, у нас в стране было около 3 миллионов юннатов.

История возникновения юннатского движения в Калужской области так же относится трудному для нашей страны 1918 году. Вот как об этом писала Светлана Дмитриевна Василевская, преподаватель кафедры зоологии калужского педагогического института им. К.Э. Циолковского (1967).
«Первый опыт проведения внеклассной биологической работы в Калужской губернии был получен на Первой опытной станции по народному образованию при Наркомпросе (Народный комиссариат посвящения от авт.). Возглавлял организацию и в дальнейшем работу на станции талантливый педагог Станислав Теофилович Шацкий.


Н.Л. Дмитриев

В 1918 году С. Т. Шацкий был приглашен в качестве гостя к учителям города Калуги и выступил перед ними, рассказывая о работе на станции. Его выступление было настолько интересно, что несколько учителей города увлеклись его педагогическими идеями и по приглашению С.Т. Шацкого поехали работать на станцию. В числе вновь прибывших был и Николай Леонидович Дмитриев. Он окончил Московский университет, несколько лет преподавал биологию и к этому времени был опытным учителем. Н.Л. Дмитриев увлекался изучением флоры и особенно лекарственных растений Калужской губернии. Он мечтал об интересной биологической работе и думал развернуть такую работу на станции.
Отделение первой опытной станции по народному образованию при Наркомпросе размещалось на территории бывшего имения Морозовых, на том месте, где ныне вырос город Обнинск. В имении были парники, теплицы и пальмовая оранжерея, но в 1918 году они оказались заброшенными и требовали ремонта. Учащиеся станции под руководством Николая Леонидовича восстановили парники и в первый год вырастили в них рассаду овощей. Рассада была продана, а на вырученные деньги отремонтированы оранжерея и теплицы. Николай Леонидович вместе с помощником главного садовника университетского ботанического сада Москвы Я. И. Гретисом привез в оранжерею станции почти полный набор растений этого сада.
Ученики станции приняли активное участие в посадке привезенных растений и уходе за ними, в отоплении и вентиляции оранжереи. В дальнейшем многие из них заинтересовались этой работой и постоянно ухаживали за растениями, оформляли этикетки, вели дневники наблюдение.
Вскоре в оранжерее зазеленели растения. Она стала центром внимания не только учащихся станции, но и учащихся соседних сельских школ I ступени. Учителя этих школ приводили учеников, чтобы показать им интересные растения и оранжерею. Иногда небольшими группками ребята самостоятельно приходили в оранжерею. Среди них бытовало даже, такое обращение: «Пойдем в Морозове смотреть, как подошвы растут». Морозовым по старой привычке называли территорию станции, а подошвами - запомнившийся им необычный кактус опунцию. Стали приходить в оранжерею и взрослые.
Одновременно были восстановлены теплая и холодная теплицы. В холодной теплице выращивались растения нашей местности, а в теплой - южные. Ежегодно выращивалось большое количество рассады цветов и овощей. Все работы проводились во внеурочное время. Николай Леонидович обучал ребят приемам сева, пикировки и ухода за растениями.
Эта интересная внеклассная работа была органической частью педагогической системы образования и воспитания, практикуемой на станции. Она быстро перешагнула границы станции. Ученики школ соседних сел, принимавшие участие в выращивании рассады на станции, получали бесплатно часть рассады и высаживали ее около своих домов. Стали заниматься цветоводством и в школах I ступени. На окнах школ появились комнатные цветы и ящики с цветочной рассадой. Перед школами разбивались цветники. Учениками станции были посажены цветы перед некоторыми сельскими Советами. Все это заметно изменило облик близлежащих деревень.
Николай Леонидович периодически бывал в ближайших сельских школах I ступени и давал учителям консультации по вопросам биологии, а с учащимися во внеурочное время проводил экскурсии. Темы экскурсий были целенаправленными и предусматривали проведение простейших наблюдений над природными явлениями.
Постоянная связь Николая Леонидовича с учителями школ первой ступени, консультации и экскурсионная работа помогали развертыванию внеклассной биологической работы в школах данного района. В некоторых сельских школах I ступени создавались кружки маленьких любителей растений.
На первой опытной станции была создана «Ученическая кооперация по выращиванию растений». Членами этой организации были учащиеся - любители этого дела. Во главе «кооперации» стоял совет, куда входили представители от кружков маленьких любителей растений. Совет руководил работой «кооперации» и поддерживал связь с кружками маленьких любителей растений. Так, периодически из совета «кооперации» выделялась контрольная группа, которая проходила по соседним школам и проверяла, как выращивается рассада, полученная на станции. Часто все кружковцы собирались вместе и решали насущные вопросы.
«Ученическая кооперация по выращиванию растений» была организацией очень интересной по форме самоуправления, по многообразным связям с соседними школами. Это была первая ласточка юннатского движения в Калужской губернии.
Личные увлечения Н. Л. Дмитриева систематикой растений и его интерес к лекарственным растениям Калужской губернии отразились на формах внеклассной работы, которую он проводил на станции. На станции была создана и постоянно обновлялась «Витрина природы». Она представляла собой узкий ящик, вывешенный на каменной стене, около школы, недалеко от дороги. Передняя стенка ящика была застекленной. В дно ящика было вставлено несколько пробирок с водой, в которых систематически помещались зацветающие травянистые растения или веточки деревьев и кустарников и клались этикетки с названиями растений и кратким описанием свойств экспонатов. Около «Витрины» останавливались не только ученики, но и взрослые.
Оригинальная «Витрина природы» имела краеведческое значение и служила своеобразным дневником фенологических наблюдений. Ученики станции с большим интересом относились к «новым растениям», которые появлялись в витрине, старались найти и принести самые первые зацветающие растения.
В целях более обстоятельного ознакомления учащихся с растительным миром местного края по инициативе «Ученической кооперации по выращиванию растений» и при ее активной организаторской работе в конце учебного года был проведен на станции «Праздник цветов». В назначенный день ребята из соседних школ с песнями, строем двинулись с букетами в руках в сторону станции. Для праздника было отведено старое помещение колонии. Здесь ребята переночевали, и наутро начался праздник.
Большие длинные столы были заставлены букетами различных цветов. Под каждым букетом была положена этикетка с названием растения и кратким описанием его свойства. Обращалось внимание на ядовитые или лекарственные свойства растения. В этикетке также указывалось, может ли данное растение быть сорняком. Ребята проходили перед столами и узнавали ботанические названия и особенности растений, которые принесли они сами или их друзья. Около столов проходили и взрослые. Праздник закончился концертом самодеятельности. …
В 1923-1924 годах в Калуге одновременно в нескольких школах были созданы пришкольные участки, и на их базе проводилась развернутая юннатская работа.

И.А. Дёмин

Создание пришкольных участков было добровольным делом передовых учителей-биологов. Это была очень трудная биологическая работа. Литературы по вопросам организации пришкольного участка тогда не существовало. Планирование участка, подбор растений и их сортов происходили в зависимости от интересов, инициативы и энтузиазма заведующего участком. В то время планом не предусматривались часы работы учащихся на пришкольном участке, и все работы проводились силами учеников, любящих естествознание, которые были объединены в кружки.
Лучшими пришкольными участками в Калуге в середине 20-х годов считались участки школ № 6 и № 7.
Иван Александрович Демин до 1924 года работал агрономом в агрономической службе при Управлении Сызрано-Вяземской железной дороги. В то время под его непосредственным руководством в городе была посажена липовая аллея, которую калужане любят и называют «Золотой». И.А. Демин был известен в Калуге как садовод-мичуринец. Он был первым в Калуге садоводом, который начал выращивать и пропагандировать томаты. С Иваном Владимировичем Мичуриным И.А. Демин состоял в личной переписке и выращивал около своего дома на участке земли большую коллекцию сортов плодово-ягодных культур, в которой были растения, полученные им от И.В. Мичурина. Свой богатый опыт выращивания ягодных кустарников И.А. Демин осветил в ряде статей, которые были помещены в журнале «В помощь земледельцу» и других. Деятельность И.А. Демина как мичуринца, который выращивал интересные сорта плодово-ягодных и бахчевых культур, была освещен в ряде статей О.Н. Мятковского. Иван Александрович Демин работал в 6-й опытной семилетней школе г. Калуги в период с 1924 по 1935 год. Эта школа помещалась в здании, где теперь расположена школа № 3. При школе был большой мощеный двор, который в 1924 году под руководством заведующего школой А.Д. Юдина и И.А. Демина был превращен, в пришкольный участок. Всю территорию участка Иван Александрович распланировал под плодово-ягодный питомник, отдел ягодных культур, огород и цветник. Для расширения площади участка коллективу школы пришлось принять меры, чтобы разобрать пустой каменный дом, который находился во дворе школы.

Олег Николаевич Мятковскийизвестный калужский агроном, заслуженный агроном РФ, ученик И.А. Демина

Ученик И.А. Демина, О.Н. Мятковский, 14-летним мальчиком пришедший на участок школы № 6 в 1933 году, вспоминает: «На остатках фундамента старого здания под руководством Ивана Александровича была насыпана земля и высажены различные сорта тыкв, арбузов, кабачков, патиссонов, дынь и огурцов. И вместо груды щебня и кирпича возник зеленый холм с разнообразной коллекцией тыквенных растений. Их урожай оказался обильным. Этот случай убедил меня в том, что человек обладает неограниченными возможностями преобразования окружающей природы». Далее О.Н. Мятковский пишет, как выглядел пришкольный участок 6-й опытной школы в 1934 году: «Как многолетние, так и однолетние растения располагались на точно определенных расстояниях в прямоугольном, шахматном или строчечном порядке. Везде была идеальная чистота, сорняков не было. Томаты и георгины были аккуратно привязаны к высоким кольям с помощью проволочных шпалер. Из овощного гороха, душистых горошков, ипомеи, фасоли, настурции, декоративной тыквы были созданы цветистые стены. Ряды малины также были снабжены проволочной опорой и выглядели очень опрятными. Кусты смородины и крыжовника имели форму зеленых куполов».
Перед зданием располагались клумбы и цветочные рабатки, на них выращивалось до 10 сортов георгинов. Было много и других цветов.
На участке школы № 6 было большое парниковое хозяйство, парники набивались ежегодно. Под руководством И.А. Демина старый каменный сарай, который находился, во дворе школы, был переделан в односкатную оранжерею. Оранжерея работала круглый год. Кроме рассады овощей, которая выращивалась для участка и для продажи, в оранжерее росли комнатные растения: примулы, пальмы, гортензии, пеларгонии, цвели розы, привитые деревца апельсина, лимона, фикусы, филодендроны, мирты, араукарии, туи и кипарисы. Даже зимой в оранжерее можно было купить букет цветов.
И.А. Демин много и увлеченно работал на участке. Он организовал кружок садоводов, с которым проводил занятия во внеурочное время. Иван Александрович был большим знатоком садоводства и умел увлечь кружковцев. На занятиях читались лекции по вопросам выращивания плодово-ягодных культур, а затем следовали практические работы с данными культурами. Часть комнатных растений на зиму переносили из оранжереи в классы, и кружковцы ухаживали за ними. На участке, в оранжерее и в парниках И.А. Демин показывал ученикам практические приемы работы с растениями, а затем закреплял знания учеников на уроках. Хотя Иван Александрович не был дипломированным учителем, он сумел включиться в учебный процесс, работая в большом контакте с учителем биологии этой школы Лидией Николаевной Баскаковой.
Н.И. Тверской в период с 1924 по 1946 год работал учителем биологии в школе № 7, помещавшейся в здании, где в настоящее время находится школа-интернат № 1. В практике своей работы Николай Иванович исходил из совершенно правильного убеждения, что теорию нельзя отрывать от практики, и с самого начала своей работы приступил к организации школьного участка.

Н.И. Тверской

Участок школы № 7 состоял из сада, участка овощных культур, парников и цветника. Несколько сортов дынь, тыкв, до 10 сортов арбузов росли на террасах, расположенных в южной части участка. На участке овощных культур выращивались различные сорта моркови, редьки, репы, брюквы, петрушки, сельдерея, па-стернака, коллекция сортов капу-сты. Из интересных экзотичес-ких растений можно отметить эвкалипт, который одно лето рос на участке, и хлопчатник.
Во дворе школы был разбит цветник, причем уже в те годы на клумбах росли два вида лилий: кандидум и регале. Позже Нико-лай Иванович увлекся разведен-ием лилий, и это на всю жизнь стало его любимым занятием.
При школе была оранжерея, где выращивали рассаду, размножали и выращивали комнатные растения.
Николай Иванович развернул внеклассную работу. По каждому классу он организовал естествоведческие кружки, в которые по доброму желанию объединялись ребята - любители природы. Несколько позже естествоведческие кружки стали называться юннатскими. Силами кружковцев производились все работы на участке и в оранжерее: подготовка ящиков и банок к посеву, составление земли, подготовка семян к посеву, посев, уход за всходами, пикировка, высадка растений в открытый грунт и уход за растениями. Каждая из перечисленных работ, достаточно сложная и важная, имеет нередко свои особенности в зависимости от потребностей растения.
Кружки работали ежедневно, в их работе принимали участие многие ученики школы. Особенно широко работа развертывалась с середины третьей четверти учебного года, когда начинали топить оранжерею и набивать парники.
Исходя из своего богатого личного опыта по выращиванию растений, Николай Иванович обучал кружковцев передовым приемам, применяемым в овощеводстве. Например, пикировка томатов производилась трижды, что приводило к значительному увеличению плодоношения вследствие более сильного развития корневой системы.
Пришкольный учебно-опытный участок, оранжерея и парники служили базой для юннатской работы и источником пополнения биологического кабинета наглядными пособиями. Кроме этого, хозяйство давало некоторый доход. Ряд лет с участка получали такое количество овощей, что их хватало на организацию бесплатных завтраков для учеников в школьной столовой. Часть выращенной рассады овощей продавалась, а деньги шли на пособия нуждающимся детям.
Члены естествоведческих кружков, проживающие в деревнях Ромоданово, Ромодановские дворики и Некрасово, получали бесплатно рассаду овощей и высаживали ее около своих домов. Всем учащимся на лето давались задания, а члены естествоведческих кружков задания получали более сложные.
Зимой работа кружковцев была сосредоточена в биологическом кабинете и биологической комнате, где размещался уголок живой природы. В биологической комнате жили еж, белые крысы, стояли аквариумы с различными рыбами, террариумы, где содержались различные виды лягушек, жаб и черепаха.
В уголке велись наблюдения за палочником и мухами-дрозофилами. За всеми животными ухаживали кружковцы.
В классах, биологическом кабинете, в биологической комнате было много комнатных цветов. Среди них были довольно редкие: волькамерия, тубероза, мимоза и другие. За комнатными растениями ухаживали члены естествоведческих кружков. К началу учебного года часть цветов с рабаток и клумб пришкольного участка пересаживалась в вазоны и размещалась в классах. Левкои, астры и душистые табаки встречали каждого, кто поднимался по широкой школьной лестнице.
В биологическом кабинете в ящике росла даже грибница шампиньонов. С нее регулярно получали грибы. …
Очень интересной и оригинальной по содержанию была постановка юннатской работы у биолога школы № 1 (ныне здание школы № 5) Ефима Семеновича Мартынова.
Ефим Семенович был человеком широкого диапазона знаний и интересов. Он увлекался биологией, рисованием, геологией, и широта его интересов обусловила различные формы проводимой им внеклассной работы.

Е.С. Мартынов

Под руководством Е.С. Мартынова в школе был организован инкубатор с ламповым обогревом. Инкубатор состоял из одного ящика на 100 штук яиц. Группа ребят, заинтересовавшаяся этой работой, проводила инкубирование. Был установлен график дежурств. В комнате, где стоял инкубатор, висело календарное расписание, где указывались все работы на 21 день: в каком часу вынуть яйца для охлаждения и на сколько минут, когда переворачивать их, когда увлажнять тряпку над лотком, какую держать температуру. Второе подробное расписание было составлено на период выращивания цыплят. Точно указывались день и час кормления, чем кормить и в каком количестве, указывалось время уборки помещения. Велся дневник наблюдений. Старший дежурный записывал в дневник все наблюдения и выполненную работу. В наиболее ответственные дни дежурные оставляли школу поздно, а приходили рано. В ночное время за горящей лампой присматривал школьный сторож. День, когда вылупливались цыплята, был для участников этой работы большим праздником, а учащиеся всех классов организованно приходили смотреть цыплят. Работа по инкубированию и выращиванию цыплят имела большое воспитательное значение. В процессе ее все участники приобрели полезные навыки выращивания цыплят.
Ефим Семенович всегда был окружен учениками, с которыми у него были дружеские отношения. Особенно большим другом он был для учеников, постоянно ходивших с ним в походы и на экскурсии. Кружковцы под руководством Е.С. Мартынова побывали у истоков Яченки, на городище Спас-на-Угре, Чертовом городище под Козельском и других местах, интересных с биологической или исторической точки зрения.
В походах Е.С. Мартынов всегда показывал кружковцам интересные места выходов пород, рассказывал об их практическом использовании. Но походы и экскурсии Ефима Семеновича имели, кроме познавательного значения для их участников некоторое практическое значение и для самого учителя. Когда в Калуге встал вопрос о постройке цементного завода, Калужский окрплан назначил Е.С. Мартынова руководителем поисковой партии, исследующей залежи мергеля. В 1930 году в районе Турынино - Городня под его руководством были найдены выходы мергеля и нанесены на карту. В этой работе участвовали кружковцы.
Много времени в походах Е.С. Мартыновым уделялось работе по определению растений и животных, для чего в поход всегда брались определители. Особенно часто участники походов пользовались маленькими определителями растений П.Ф. Маевского. Попутно в походах Ефим Семенович рассказывал кружковцам о жуках, бабочках и других насекомых. Насекомых собирали для коллекций. Ефим Семенович хорошо рисовал. Участники походов и экскурсий под его руководством рисовали все интересное: пейзажи, исторические памятники, растения, цветы, выходы полезных ископаемых. Ефим Семенович часто рисовал сам вместе с участниками похода. Иногда он поправлял рисунки, делал критические замечания. Он хорошо знал методику преподавания рисования. В течение зимы Е.С. Мартынов вел кружок рисования в школе, рассказывал кружковцам об основных законах рисования, о построении рисунка от простых линий к сложным, о перспективе, тушевании, о состоянии красок, о художниках и их картинах. Зимой рисовали с гипса и натуры. Таким образом, в течение ряда лет кружковцы постепенно овладевали искусством рисунка.
Ежегодно весной Е.С. Мартынов совместно с другим биологом этой же школы В.В. Кременским организовывал биологический отдел общешкольной выставки работ учащихся. На выставке демонстрировались материалы, собранные в походах и на экскурсиях. Здесь было много гербариев, коллекции насекомых. Иногда биологический отдел выставки был объединен единой темой: «Почвы и растительность бора», «Растения и животные стоячего водоема». Для выставки всегда оформлялся стенд рисунков учащихся, участников походов и экскурсий. Тогда выставки в конце учебного года были традиционными во многих школах …».

А.Н. Юдин

Начиная с 1919 года, большую краеведческую работу с учащимися Калужского реального училища вел учитель географии - Александр Дмитриевич Юдин. Его краеведческие туристические походы охватили не только всю Калужскую область, но и выходили далеко за её пределы. А.Н. Юдин организует целую серию водных и пеших походов со школьниками по Калужской области, на Кольский полуостров, в Крым, Дагестан, на Центральный Кавказ, на Урал и другие уголки нашей родины. Он был организатором в довоенные годы первого в области краеведческого кружка. После войны, начиная с 1945 года, А.Н. Юдин возобновляет краеведческое образование учащихся, работая в областной заочной школе и во Дворце пионеров, где он руководит кружком «Юных путешественников». В дальнейшем, благодаря усилиям А.Н. Юдина клуб юных путешественников перерос в областную станцию туристов.
Это только небольшая, наиболее яркая часть педагогов-энтузиастов положивших начало юннатскому движению в Калужском крае. Ими и их соратниками было воспитано много будущих биологов, агрономов, зоотехников, лесоводов, геологов и других специалистов, начавших свою деятельность с юннатских кружков.
В течение многих лет формировались и оттачивались методы и организационные формы работы с юннатами. Начиная с 50-х годов, Министерство образования проводит большую работу по созданию при каждой школе учебно-опытного участка. С одной стороны это способствовало развитию юннатского движения, с другой стороны - из добровольной инициативы учителей и школьников превратилось в обязанность. В дальнейшем деятельность юных натуралистов стала использоваться на полях колхозов и совхозов, а также на животноводческих фермах. С конца 60-х годов стали повсеместно появляться на добровольно-принудительных началах производственные ученические бригады. Возникли лагеря труда и отдыха, где наряду с работой на полях и фермах лишь иногда уделялось внимание собственно юннатской работе. В 80-е годы практически все школы были обязаны иметь свои производственные ученические бригады сельскохозяйственной направленности.
Наше государство терпело поражение в аграрной политике тех лет. Обвальный отток сельского населения в города, медленное внедрение передовых методов и автоматизации тяжелого сельского труда, при бездумно-показной отчетности и обязательной плановости привели к развалу сельского хозяйства в большинстве регионов, включая и Калужскую область. Партийно-бюрократическая верхушка заставляла руководство школ и других учебных заведений посылать всех учащихся на добровольно-принудительные работы в сельском хозяйстве, пытаясь за счет дешевого неквалифицированного труда учащихся хоть как-то исправить ситуацию в сельском хозяйстве. В большинстве случаев такое принудительное общение с производством сельхозпродукции вызывало у подростков отрицательные эмоции и нежелание связывать свою дальнейшую жизнь с селом. Как справедливо отмечают сотрудники Центральной станции юных натуралистов (Москва) К.В. Сенчилова и Л.М. Орлова (1997) “С 30-х годов по 90-е в юннатском движении существовала традиция трудового, производственного направления юннатских объединений, особенно в сельских районах, ориентация на достижение агрономического результата в ущерб исследовательской деятельности в природе”.
Тем не менее, в ряде школ области при правильном творческом подходе к учебно-опытным участкам и при наличии учителей-энтузиастов опытнической работы, школьные юннаты добивались значительных успехов. Главным направлением натуралистической работы на пришкольных участках и в сельскохозяйственном производстве творческих коллективов школ стало опытничество. Начиная с 1961 года, стали проводиться Всероссийские конкурсы на лучшую постановку опытнической работы, в которых в 60-80 годы постоянно участвовали представители юннатов Калужской области. В 60-80 годы больших успехов в садоводстве, овощеводстве, цветоводстве добились юннаты школ из Ульяново, Бабынино, Перемышля, Детчино, Мятлево, Обнинска, Жиздры, Мало-ярославца, Воротынска, Полотняного-Завода, Ферзиково, Хвасто-вичей. Многие калужские юннатские коллективы неоднократно были участниками ВДНХ (в настоящее время Всероссийский выставочный центр), победителями различных всесоюзных конкурсов и слетов. Урожаи на учебно-опытных участках многих школ зачастую сильно превосходили урожаи этих же культур на сельскохозяйственных полях местных колхозов и совхозов. Наиболее продвинутым коллективам школ, районные агрослужбы поручали проводить сортоиспытание различных культур, благодаря чему в области были районированы новые для Калужской области сорта сельскохозяйственных растений.
К настоящему моменту в большинстве школ области опытническая работа практически прекращена, а учебно-опытные участки используются в основном как подсобные школьные огороды и сады для выращивания части продуктов для школьных обедов. На фоне всеобщего развала сельского хозяйства в Калужской области практически прекращена традиция проведения школами сортоиспытания по поручению агрослужб.

Изучение разрушителей древесины – одно из направлений научных исследований юннатов Калужской области (март 1995)

Начиная с середины 60-х годов, в стране появилось такое направление юннатской деятельности как «Школьные лесничества». Подхватывая эту новую инициативу и по убедительной рекомендации «сверху», к 80-м годам школьные лесничества были организованы повсеместно, даже в южных регионах, где леса практически отсутствовали. К началу 80-х годов по стране насчитывалось около 6700 школьных лесничеств, в которых занималось более 300 тысяч учащихся. Главным направлением деятельности школьных лесничеств тех лет, как и ученических бригад, являлся общественно полезный производительный труд.
Благодаря школьникам, в стране были посажены миллионы гектаров леса, тысячи километров лесополос, собраны тысячи тонн семян и выращены миллионы саженцев. Школьные лесничества приняли активное участие в озеленении населенных пунктов и прилегающих зон отдыха.
В Калужской области первое школьное лесничество было организовано 14 марта 1968 года при средней школе №2 гор. Козельска. Наибольших успехов в 70-80 годы добивались школьные лесничества Козельского и Юхновского районов, в первую очередь, благодаря настойчивому и творческому руководству специалистов лесного хозяйства, курирующих эти лесничества и директорам местных школ. В этих районах в течение многих лет активно и плодотворно работали со школьными лесничествами Василий Артемович Самойлов (Козельск) и Павел Дмитриевич Симаков (Юхнов).
Коллективы школьных лесничеств Калужской области неоднократно были участниками ВДНХ, занимали различные призовые места и удостаивались высоких наград. В те годы в Калужской области число школьных лесничеств доходило до 50, теперь их осталось 22. В настоящее время наибольшего успеха добиваются коллективы школьных лесничеств гор. Юхнова, Ферзиково, школы № 41 (Калуга), пос. Думиничи (СШ № 2) и гор. Малоярославец (СШ № 2).

Изучение юннатами макрозообентоса малых рек Калужской области (август 2003 г.)

Начиная с 60-70-х годов, важным направлением юннатской работы стало краеведение, включающее изучение природы и её охрану. Краеведческие исследования проводились не только непосредственно в районе проживания юннатов, вблизи их школ, но и во время краеведческих школьных экспедиций по Калужской области. Именно юннатами и их руководителями была начата работа по организации и исследованию многих интересных в природном отношении уголков Калужской области, в будущем ставших особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). Здесь необходимо вспомнить многочисленные юннатские краеведческие экспедиции 80-х годов под руководством А.Б. Стрельцова, Г.М. Овсянникова, Д.В. Фокина, С.С. Писаренко, В.А. Марголина и других сотрудников Калужского областного эколого-биологического центра учащихся. Ими было начато исследование бассейна реки «Угры», выделены участки наиболее достойные для включения в ООПТ. Кроме того, в те годы были проведены краеведческие экспедиции в Крым, в пустыни и горы Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа, на Кольский полуостров, в Карелию и другие уголки нашей необъятной Родины.

Изучение фауны мелких млекопитающих бассейна реки Жиздра юннатами клуба «Stenus» (Калуга) и клубом юных биологов Московского зоопарка (1995 г.)

Особый размах местные краеведческие школьные экспедиции получили в 90-х годах. Жиздринский участок будущего национального парка «Угра» обследовали юннаты клубов: «ЮнЭко», под руководством И. В. Горчаковой (Козельск), «Бемби» и «Следопыт» под руководством А.А. Могильнер (Обнинск), молодежным экологическим клубом «Stenus» (Калуга) и многими другими. Созданная на общественных началах И.В. Горчаковой и юннатами биостанция «Отрада» позволила в течение почти 10 лет подросткам из Калуги, Обнинска и Москвы исследовать близлежащие территории, часть из которых в дальнейшем была отведена под Жиздринский участок национального парка «Угра». Сюда круглогодично и беспрепятственно приезжали юннаты со всей Калужской области, из Москвы, Санкт-Петербурга, Франции, Германии, США, Дании и т.д.. Именно благодаря «Отраде» тех лет, были проведены самые разнообразные краеведческие эколого-биологические исследования природных комплексов Козельского района. В настоящий момент это одна из наиболее изученных территорий Калужской области. Большая работа по изучению природных комплексов заповедника «Калужские засеки» проводится юннатами, начиная с 1994 года. Это в многом стало возможным благодаря непосредственной помощи и благоприятной обстановке, созданной администрацией заповедника для проведения серьезных многолетних исследований при непосредственном участии учащихся. Большинство результатов работ, выполненных юннатами под руководством сотрудников заповедника и приезжих ученых, легли в основу ежегодных томов «Летописи природы» заповедника и ряда научных публикаций.

Юные энтомологи выходят на полевые исследования лугов заповедника «Калужские засеки» (июль 2003 г.)

Не менее интересными и плодотворными были в 80-90-е годы краеведческие исследования, проводимые юннатами, руководимыми Н.В Мишиной, М.М. Рассказовой, А.И. Сидорка, А.И. Семиным, А.В. Титовым, М.Н. Сионовой, Л.В. Шевченко, З.П. Якушкиной и другими школьными учителями. Одним из направлений юннатской деятельности, появившимся в последнее десятилетие, стали природоохранные экологические и биоиндикационные исследования. Они охватили многие районы Калужской области. В первую очередь это коснулось территорий населенных пунктов, где проживают сами учащиеся. Большую работу в развитии этого направления юннатской деятельности проводит Лаборатория биоиндикации» КГПУ им. К.Э. Циолковского, руководимая А. Б. Стрельцовым. Часть исследований проводится по непосредственному заданию лаборатории или совместно с ней. Результаты ряда таких исследований докладываются местным администрациям для принятия управленческих решений по оздоровлению экологической ситуации конкретных территорий.

Занятия по изучению лишайников в полевой экологической школе проводит М.Н. Сионова (март 1996 г.)

Еще одно из направлений работы с юннатами, ставшее популярным в последнее десятилетие, это проведение экологических лагерей, практик, школ и слетов. Разные по форме и содержанию они отличаются от остальных подобных «неэкологических» мероприятий тем, что в них идет обучение юннатов и их руководителей современным методикам исследований окружающей среды, проводятся небольшие практические работы по закреплению полученных новых знаний. Проведение таких мероприятий требует от руководителей и их учеников большой предварительной подготовки, достаточно разнообразных знаний, соответствующего снаряжения и оборудования.
Еще одно направление юннатской деятельности активно развивается в последние десятилетия - организация экскурсионных троп и маршрутов или экологических троп, как принято их теперь называть. В ряде районов Калужской области вблизи школ или кордонов ООПТ силами учащихся под руководством педагогов или ученых описаны и частично благоустроены десятки троп. Они различны по протяженности, набору природных объектов и способу подачи информации экскурсантам. Устройство таких троп возможно и необходимо практически при каждой школе, в первую очередь, в сельских районах.

Наблюдение за птицами на экологической тропе (ноябрь 1995 г.)


Еще одним традиционным направлением деятельности юннатов является организация и проведение различных природоохранных и эколого-просветительских праздников, утренников, выставок, акций и т.п. Наиболее обычными в нашей области мероприятиями являются: «День птиц», «Праздник весны», «Выставка цветов», «Праздник урожая», «Золотая осень», «День леса» и т.п. В последнее десятилетие все больше учащихся принимает участие в таких международных акциях как «День Земли» - 22 апреля, «Всемирный день охраны окружающей среды» - 5 июня, «Всемирный день защиты животных» - 4 октября.
Начиная с апреля 1995 года, юннаты Калужской области начали принимать участие в международной акции в поддержку заповедников, национальных парков и других ООПТ – «Марше парков». Сейчас эта акция становится все более популярной среди учащихся школ и других учебных заведений Калужской области.
Как подведение итогов исследовательской, опытнической и краеведческой работы юннатов с конца 80 – начала 90 годов в Калужской области ежегодно проводятся школьные, районные, городские и областные конкурсы и конференции научных работ учащихся, в которых школьники, в том числе и юннаты, докладывают результаты проведенных ими исследований.
Начиная с 70-х годов, юннаты Калужской области участвуют во Всесоюзном, а теперь во Всероссийском, конкурсе юннатских работ в области зоологии и охраны природы им. П.А. Мантейфеля. Учащиеся КОЭБЦУ неоднократно завоевывали в нем призовые места. Среди школьных лесничеств стало традиционным проведение областного и участие во Всероссийском конкурсе «Подрост». С начала 90-х годов проводится областная научно-практическая конференция «Молодость-науке», посвященная памяти А.Л. Чижевского, в рамках которой работают секции медицины, биологии и экологии. Юннаты, ставшие лауреатами этой конференции, в дальнейшем принимают участие во Всероссийских конференциях «Юность науки» и «Шаг в будущее». Ежегодно часть юннатов участвует во «взрослых» областных и российских научных конференциях, где наряду с профессиональными учеными докладывают результаты своих исследований. Но самым массовым и популярным в Калужской области является заочный конкурс исследований по биологии и экологии, посвященный памяти калужского зоолога-охотоведа А.А. Воронина.
Участие и оценка работ юннатов в подобных конкурсах и конференциях как нельзя лучше показывает, насколько продуктивно ведется эколого-биологическое образование и просвещение в школах и учреждениях системы дополнительного образования. Оформление работ, актуальность выбранных тем, целей и поставленных задач исследований, корректность применяемых методик, репрезентативность и достаточность материала исследований, адекватность выводов и полнота списка используемой литературы в совокупности с докладом учащегося – лучшая оценка профессиональных качеств не только учащегося, но в первую очередь его педагога - руководителя, оценка эффективности его работы с учениками.

Занятия по ихтиологии с юннатами проводит к.б.н. В.В. Королев (август, 2003 г.)
В последние десятилетия обозначилось еще одно направление природоохранной и натуралистической работы с учащимися – создание общественных подростковых клубов и организаций природоохранной и краеведческой направленности. С 1990-го года в г. Обнинске действует региональная детская экологическая организация «Бемби», руководимая О.В. Коноваловой. Филиалы этой общественной организации созданы в г. Калуге, Боровске, Белоусове, Балабанове, Ермолино. С девяностых годов существуют и ведут плодотворную работу с учащимися такие общественные юношеские организации как экологический отряд «БОМЖиК», под руководством Н.В. Мишиной (Дзержинский р-н); отряды кружка «Натуралист», под руководством А.И. Сёмина, отряд «Беспокойные сердца», под руководством А.И. Сидорки (Мосальский р-н); экологический отряд «Пингвин», по руководством Л.В. Шевченко и С.В. Коржева (Калуга); детская общественная экологическая организация «Радуга», под руководством А.П. Баранова (Думиничи); экологический отряд «Муравей», под руководством И.А. Самариной; объединение учащихся Боровской ноосферной школы, под руководством И.Г. Харитоновой, обнинский клуб «Экос», под руководством М.М. Рассказовой и многие другие.
Особо следует отметить плодотворную природоохранную работу обнинского клуба «Следопыт», руководимого А.А. Могильнер. В течение многих лет ребята ведут обследование и проектирование охраняемых природных территорий не только в Калужской области, но и за её пределами. Благодаря их усилиям сохранен целый ряд уникальных объектов и территорий. В клубе «Следопыт» также ведется большая работа с учащимися по экологии, зоологии, ботанике, охране природы.
Начиная с ноября 1994 года, осуществляет свою научную и эколого-просветительскую деятельность общественный экологический клуб «Stenus», руководимый С.К. Алексеевым и М.Н. Сионовой (Калуга). За годы его работы изучен ряд важных систематических и экологических групп животных, грибов и лишайников, ранее в Калужской области не изученных или изученных крайне недостаточно. Большая работа ведется членами клуба по изучению природных комплексов заповедных уголков и ООПТ Калужской области и за её пределами.
Многие ребята, члены перечисленных клубов и общественных организаций, неоднократно получали различные высшие награды в областных и российских олимпиадах, слетах, конкурсах. Часть из них связали свое обучение и дальнейшую жизнь с биологией, экологией, охраной природы, сельским или лесным хозяйством.
За прошедшие десятилетия юннатским движением в Калужской области накоплен огромный потенциал для дальнейшей работы в краеведческой, эколого-просветительской и природоохранной области. Практически по всем направлениям работы по экологии, биологии, созологии, краеведению существуют апробированные программы и методики, применимые для работы с разными возрастными группами учащихся. Используются различные классические формы работы с ребятами, такие как кружки, клубы, экспедиции, профильные школы, экологические практики (лагеря). Успешно испытываются новые формы работы, такие как дистанционные кружки и заочные школы, со связью через Интернет, индивидуальные консультативные занятия по выбранной учащимися тематике, работа в научных обществах. Методы образования за эти годы эволюционировали от экскурсионных и практически-прикладных сельскохозяйственной направленности, к эколого-созологическим исследовательским и проектным.
Несмотря на те трудности, которые испытывает образование и экономика нашей области в настоящее время, несмотря на низкие зарплаты учителей и отсутствие достойной материальной базы в системе дополнительного эколого-биологического образования – юннатское движение в Калужской области сохраняет свои позиции.



Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей