0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Марченко Н.А., Низовцев В.А., Шейко С.Н., Логунова Ю.В.   Кабинет ландшафтной практики на Сатинской учебно-научной станции географического факультета МГУ (Боровский район)   / /   Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы XI Всероссийской научной конференции 5-7 апреля 2005 г.     Калуга:   Издательство «Полиграф-Информ»   -   2005 C. 277-279.


КАБИНЕТ ЛАНДШАФТНОЙ ПРАКТИКИ НА САТИНСКОЙ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ СТАНЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ (БОРОВСКИЙ РАЙОН)*


Н.А. Марченко, к.г.н., В.А. Низовцев, к.г.н., С.Н. Шейко, Ю.В. Логунова,

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова


Более тридцати лет существует Сатинская учебно-научная станция, на которой проходят полевую практику студенты географического факультета МГУ и подшефных школ. Важной составной частью обучения студентов первого курса методам и приемам экспедиционной работы является ландшафтная практика. Ее основные цели — изучение закономерностей пространственной организации территории, анализ взаимосвязей компонентов природно-территориальных комплексов. Важно показать необходимость комплексного подхода к изучению природы, которая диктуется возрастающей потребностью рационального и бережного использования всего многообразия природных ресурсов в народном хозяйстве; заложить основы комплексного мышления и умения видеть природу глазами ландшафтоведа.

В число конкретных задач практики входит знакомство с объектами ландшафтных исследований — природно-территориальными комплексами разной размерности, особенностями их динамики и функционирования, с причинами дифференциации и интеграции ландшафтов, их использованием человеком. Студентам показываются приемы выявления, изучения и описания ПТК в полевых условиях, причины (факторы) обособления (дифференциации) и интеграции ПТК в ходе их эволюции, а также роль антропогенного фактора в эволюции ландшафтов.

Эти задачи решаются на реальных примерах - ландшафтах Сатинского полигона и его окрестностей. В ходе практики студенты должны получить представление об основных особенностях функционирования и динамики (сезонной и многолетней) ПТК, познакомиться со спецификой структуры и функционирования антропогенных модификаций ПТК (пахотного, пастбищного, лесохозяйственного и др. типов). А кроме того, научиться приемам первичной обработки, анализа и оформления полевых наблюдений, а также построения научных ландшафтных моделей (карт, профилей, графов, математико-статистических и др.).

Выполнение поставленных целей не мыслимо без хорошо оборудованного кабинета ландшафтной практики, региональное и методическое оснащение которого создавалось в течение многих лет. И в настоящее время кабинет активно используется преподавателями, ведущими практику для чтения лекций и подготовки к занятиям, студентами для получения необходимого оборудования и выполнения ряда учебных задач. Сотрудниками кафедры физической географии и ландшафтоведения и всего географического факультета для проведения научных исследований, анализа и обобщения данных, полученных в результате многолетних работ.

Начиная с работы Боровского ландшафтного отряда в 1970-е годы, полустационарных наблюдений 1980-х годов, был накоплен обширный материал о природе и истории не только Сатинского полигона, но и Боровского района в целом. Эти материалы, частично опубликованные, частично хранящиеся в фондах кафедры физической географии и ландшафтоведения географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, легли в основу наглядных пособий для обеспечения учебного процесса. Эти пособия представлены в виде настенных плакатов, книг, атласов, фотогербариев, серий разномасштабных карт. Основу картографического материала составляют ландшафтные и компонентные карты Сатинского полигона масштаба 1:10 000 и 1:15 000, и собранные в Атлас Боровского района карты масштаба 1:50 000. Банк аэрофото- и космических снимков (черно-белых и спектразональных) за несколько лет, начиная с 1940-х годов, активно используется не только для упражнение по дешифрированию, но и для наблюдения за динамикой ландшафтов. Особенно интересны фотогербарии, в которых растения сгруппированы не по систематическим группам, а по характерным местообитаниям ( суходольный луг, сырой луг, дубрава и т.п.), поскольку при описании растительности студентами «в поле» делается акцент на индикаторных видах растений, указывающих на условия среды, характер и степень увлажнения, плодородие почв. Несколько плакатов посвящено истории Боровской земли, ее достопримечательностям и ландшафтно-историческим комплексам, археологическим находкам и особенностям природопользования на разных этапах освоения. Ряд археологических находок был сделан совсем недавно, во время студенческой практики.


*Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ — проект № 05-05-64896 и Университеты России — проект № УР.08.02.589/05

Кабинет имеет все необходимое для обеспечения плодотворной работы студентов. В первый день практики студенты получают на бригаду (группу из 3—4 человек) полевые комплекты, состоящие из полевой сумки-планшета, горного компаса, почвенного щупа, ножа и кувалды, учебно-методической литературы. Чрезвычайная антропогенная нагрузка (по большей части, учебная) привела к тому, что на территории почти совсем не осталось не тронутых студентами участков почвенного покрова, где бы можно было заложить хороший почвенный разрез. Буквально каждый метр характерных местообитаний с классическими почвенными профилями перекопан при рытье разрезов предыдущими группами. Поэтому в последние годы почвенный покров на ландшафтной практике изучается с помощью почвенных щупов. Эти щупы забиваются с помощью кувалды.

Первый день практики обычно посвящен обзорным полевым маршрутам с преподавателем, который дает краткую ландшафтную характеристику района практики, показывает ПТК разной сложности, установление их маркирующих свойств и выявление диагностирующих признаков, определение границ ландшафтных комплексов разного ранга. На конкретных примерах объясняются и показываются основные ландшафтные понятия: «ПТК», «компонент ПТК», «антропогенная модификация ПТК», «факторы дифференциации и интеграции ПТК» и т.д. Преподаватель показывает приемы полевых исследований, включая ландшафтное картографирование и профилирование: пример записи в полевом дневнике, составление описания точки комплексного наблюдения элементарного ПТК на специальном бланке, зарисовка комплексных профилей, нанесение ландшафтных контуров на рабочие планшеты.

В этот же день начинается подготовка к самостоятельной полевой работе: анализ данных предшествующих полевых практик на съемочный участок, с использованием методических пособий кабинета ландшафтной практики, дешифрирование топографических карт и аэрофотоснимков (черно-белых спектрозональных и разных залетов) и составление предварительной ландшафтной карты. Все необходимые для этого материалы студенты получают в кабинете ландшафтной практики. Кроме того, силами лаборантов и преподавателей каждая аудитория, в которых занимаются группы студентов, оснащается необходимыми для работы наглядными пособиями — ландшафтными картами полигона и окрестностей, примерами оформления полевых ландшафтных планшетов, профилей и отчетных материалов.

Во второй день проходят групповые маршруты с преподавателем по участку самостоятельной работы, на местности уточняются объекты исследований, начинается непосредственная работа с аэрофотоснимками и топокартами, планирование с учебными бригадами объема полевых исследований с размещением точек комплексного описания, разметка линий ландшафтных профилей и др., ставятся индивидуальные учебно-исследовательские задачи.

В один из первых дней студенты под руководством преподавателя посещают кабинет ландшафтной практики, знакомятся с его историей, наглядными пособиями и богатейшими материалами по истории, географии и хозяйстве в районе практики. Эти материалы они смогут в дальнейшем использовать при написании отчета.

Третий и часть четвертого дня посвящены самостоятельной работе студентов на участках по ландшафтному картографированию и профилированию с обязательным контрольными посещениями и консультациями преподавателя.

Четвертый и пятый день обработка материалов полевых наблюдений, написание отчета. Студенты получают в кабинете ландшафтной практики канцелярские принадлежности, возможность работать на светостоле и на компьютерах для выполнения индивидуальных учебных задач.

Результатом самостоятельной работы студентов на съемочном участке может быть составление не только карты фактического материала, ландшафтных карт и профилей, но и прикладных карт, показывающих степень антропогенных изменений в ПТК, их хозяйственной освоенности, необходимости проведения природоохранительных мероприятий, рекультивационных или мелиоративных работ и т.д. На основе полевых материалов возможно включение в отчет выполнение карт и картосхем по оптимизации ПТК рабочего участка или полигона в целом.

В один из дней практики студенты совершают так называемый «дальний маршрут», для знакомства с ландшафтами окрестностей Сатинского полигона с городскими ландшафтами г. Боровска.

В последние годы иллюстративный ряд был обновлен с помощью современных компьютерных средств и ГИС-технологий. Ландшафтный слой включен в создаваемую на географическом факультете геоинформационную систему — ГИС «Сатино». Современные географические исследования уже трудно представить без компьютерного обеспечения, и в кабинете ландшафтной практики имеется несколько компьютеров с периферийными устройствами (сканер, принтер), на которых кроме стандартного программного обеспечения установлена и ГИС «Сатино». С помощью этой ГИС студенты могут быстро получить информацию о компонентах ландшафтов и природно-территориальных комплексах любой точки полигона и проводить на основе полученных данных численные эксперименты и моделирование. В ГИС заносятся и результаты выполняемых студентами полевых работ.

Таким образом, кабинет ландшафтной практики содержит методически хорошо организованный богатейший материал о природе и истории Боровского района, который помогает студентами и школьникам не только постичь основы учения о ландшафтах, но и полюбить этот чудесный уголок Русской Земли.



Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей