0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Карпова В.П., Соколова Л.А., Телеганова Е.А.   Экологическая тропа «Раздолье»   / /   Природа и история Поугорья. Краеведческие очерки. Выпуск 2.     Калуга:   Издательство «Полиграф-Информ»   -   2001 C. 71-76.



Карпова В.П., Соколова Л.А., Телеганова Е.А.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА "РАЗДОЛЬЕ"


Создание сети экологических троп на территории национального парка "Угра" – непременное условие экологического просвещения и развития туризма. Обучение, воспитание и отдых на тропах строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту.

Работы на маршруте тропы "Раздолье" были начаты в 1998 году на основе учебных экскурсий Кривощапова Виктора Борисовича – учителя Беляевской средней школы для учащихся разных классов. В 1998 – 2001 годах на базе этой школы проходил экологический лагерь, одним из результатов которого стало описание данного маршрута.

Предлагаемая учебная тропа находится вблизи с.Беляево Юхновского района в живописной петле реки Угры. По содержанию тропа является комплексной. Использовать ее возможно как один общий маршрут, а также как семь радиальных тематических маршрутов к каждой из точек-остановок. Основное использование тропы предполагается во время проведения летних экологических лагерей, а также экскурсий в разное время года для детей разного возраста. Тропа может использоваться и для туристов-водников, путешествующих по Угре в весенне-летний период. Длина всего маршрута около 7 километров, продолжительность полной экскурсии - 5 часов. Оптимальное количество человек в группе – 15-20. В настоящее время по тропе возможно пройти только с экскурсоводом, которым может быть и член эколого-краеведческого отряда "Раздолье" Беляевской средней школы.

Каждая из точек-остановок тропы имеет свой номер, содержательно-образное название и эмблему. На маршруте выделено восемь таких точек-остановок. Точка №5 ("№5") представлена двумя вариантами. Приведем краткий тематический план рассказа на точках и возможную информацию по ходу движения между ними.

"№1" –"Вода благоволила литься".

Начальная точка расположена на левом крутом красивейшем берегу Угры.

  • Название парка и название реки. Долинный характер территории парка.

  • Характеристика реки, притоков.

  • Вода и ее значение для развития жизни.

  • История поселения человека на берегах Угры. Памятники археологии.

  • "Великое стояние на Угре" – веха в истории государства Российского.

  • События ВОВ на берегах Угры.

Переход ко второй точке сопровождается рассказом о террасах и материковых лесах и лугах. На склонах траншеи времен ВОВ наблюдаются растения-индикаторы богатых и кислых почв.

"№2"-"Там лес и дол видений полны" -

вторичный материковый суходольный злаково-разнотравный луг.

  • Описание биоценоза луга ( почвы, растительность, животный мир ).

Для ежегодной работы экологического лагеря предлагаем выполнять работы по определению видового разнообразия на 100 м2 и учету численности отдельных растений. В результате выполненных работ сможем выделить тенденции изменения популяций в данном сообществе.

  • Рассказ о растениях с интересными свойствами: съедобных, лекарственных, ядовитых, декоративных.

  • Насекомые открытых пространств. «Кошение» энтомологическим сачком.

  • Наблюдение кротовин на лугу. Рассказ о кроте.

  • Наблюдение за птицами в бинокль. Определение.

Для работы в лагере предлагаем темы: "Птицы открытых пространств", "Наблюдение за хищными птицами", "Особенности биологии жаворонка" и т.п.

  • Хозяйственная ценность лугов. Сравнительная характеристика пастбища.

Для работы в лагере ежегодной темой может быть "Сукцессионные изменения лугов", в которой индикаторами являются луговик дернистый, овсяница овечья, белоус торчащий.

По дороге к следующей точке необходимо остановиться у посадок ели, посчитать возраст отдельно стоящих и непрореженных деревьев; рассмотреть, как идет развитие в условиях жесткой конкуренции; сравнить диаметр, размер и высоту ветвей.

Еще одна короткая остановка необходима при переходе низинки, по дну которой во влажные годы течет ручеек. Остановка нужна для организации перехода по кладям. Обратить внимание на изменение почвы ( цвет, состав, запах) и растительности в увлажненных местах. В лагере можно предложить тему: "Растительность низины суходольного луга в засушливые и дождливые годы". Если наблюдения по ней вести ежегодно, получим интересный материал.

"№3"- "Валун – гость из прошлого" -

опушка в разнотравном березняке с огромным валуном гранито-гнейса.

  • Особенности экотопа опушки. Элементы сукцессии данного сообщества.

  • Земляника – ягода здоровья.

  • Береза – образ России. 2 вида березы в разных экологических условиях.

  • Валун. Характеристика времени появления. Ледники и моренные отложения – формирование рельефа.

По дороге к "№4" обращаем внимание на постепенное изменение запахов, влажности, почвы, растительности и нашего состояния.

Выйдя на лесную дорогу, можно, по необходимости, провести игру "Паровозик" для организации внимания друг к другу, природе, информации.

На самой дороге обратить внимание на попадающихся насекомых и многоножек. Эти виды не встретишь на открытых пространствах.

"№4"-"В гостях у Еловичка" -

ельник-зеленомошник с обустроенной для отдыха площадкой с причудливой корягой – хозяином этого леса - Еловичком. Участникам похода по тропе предлагается присесть и погостить.

  • "Как вести себя в гостях" – чтение "Грамоты леса" (правила).

  • Описание ельника, как климаксного сообщества, к которому стремится предшествующий ему березняк. Особенности ели. Сравнение морфологии ели в лесу и на посадках.

  • Мхи и плауны – древнейшие обитатели планеты. Особенности морфологии и цикла развития.

  • Поврежденные личинками усачей и короедами деревья со следами работы дятла –рассказ об этих насекомых и дятлах.

  • Рассказ о "столовых" дятлов и белок, демонстрация «обработанных» ими шишек ели.

  • Привлечение птиц в леса. Искусственные гнездовья.

Ежегодная работа в лагере: "Наблюдение за расселением птиц в искусственные гнездовья" и конкурс поделок из природного материала "Подарок Еловичку". Выставку лучших поделок можно оформить на этом месте.

В зависимости от времени года, погоды и состава группы остановка "№5" – это поляна, зарастающая сосенками с богатым разнообразием лекарственных растений, или сосновый бор-зеленомошник с удивительными муравейниками до 1 метра высотой и толокнянкой.

"№5"- "Зеленая аптека".

  • Характеристика бора-зеленомошника с ландышем и бора-беломошника с толокнянкой, брусникой и вереском.

  • Толокнянка на южной границе ареала, биологические особенности и лечебные свойства. Различие физиологического и экологического оптимума вида.

  • Лекарственные свойства растений. В течение сезона и периода вегетации следует обращать внимание на различные виды цветущих растений.

  • Муравьи в наших лесах. Муравьиные сообщества, расселение муравьев. Муравьиная кислота и ее свойства.

Ежегодная работа в лагере предполагает описание и сбор гербария лекарственных, съедобных и ядовитых растений. Результатом может быть и картотека их с легендами и преданиями, рецептами народной медицины.

На пути к следующей точке возможны остановки с кратким рассказом о других лекарственных растениях. Необходима остановка у родникового ручья, впадающего в Угру. Богатая почва и сильное увлажнение позволяют развиваться здесь широколистному разнотравью -типичной мокролуговой растительности. Интересно рассмотреть гальку на дне ручья, определить ее состав и происхождение.

Подходя к берегу реки, мы попадаем в пойменный лес с преобладанием широколиственных пород: липы, вяза, клена остролистного. В середине лета здесь наблюдаем сине-фиолетовое поле колокольчика крапиволистного. Сказочный вид лесу придает и травянистая лиана – хмель. Красота: богатство красок, звуков, запахов… - удивительная особенность нашей среднерусской природы! Этот участок леса можно выделить в отдельную точку с тематической экскурсией.

"№6"-"Острова" -

крутой, осыпающийся берег реки Угры у крупного острова напротив урочища Городец.

  • Геологическая деятельность реки и динамика ее наносов.

  • Обнажение четвертичных и каменноугольных отложений на осыпающемся берегу.

  • Геологическое строение территории по материалам бурения трех близлежащих скважин и геофизических исследований.

Дорога к следующей точке лежит по прирусловой террасе реки. По ходу движения интересно обратить внимание на изменение берегов.

"№7"- "Ода живущим в воде" -

затон реки Угры.

  • Прибрежная, земноводная и водная растительность. Особенности морфологии.

  • Водные беспозвоночные: планктон, нектонные и бентосные формы. Приспособления к жизни в водной среде (органы передвижения, дыхания, питания и т.д.). Роль в биоценозе.

  • Рыбы. Информация о видовом разнообразии, изменениях численности и охраняемых видах. Браконьерство и работа инспекторских рейдовых бригад.

  • Земноводные (лягушки) и пресмыкающиеся (уж).

  • Водоплавающие и околоводные птицы (утки, кулики, цапля, выпь).

  • Околоводные млекопитающие (бобр, норка, ондатра, выдра). Особенности биологии, учета численности и охраны.

Движение к последней точке экскурсии осуществляется по берегу реки. Возможна информация о встреченном по дороге объекте.

"№8"- "Путешествие в карбон" –

крупный осколок известняковой плиты с отпечатками стигмарий.

  • Эры и периоды развития жизни на Земле.

  • Характеристика каменноугольного периода.

  • Рассказ о древних плаунах. Демонстрация остатков стигмарий. Уместно вспомнить об уже увиденных на точке "№4" плаунах годичном и булавовидном и сравнить жизненные формы.

  • Ископаемые беспозвоночные каменноугольного возраста: кораллы, брахиоподы.

Демонстрационный материал следует захватить с собой. Это может быть коробка с ранее определенными экземплярами окаменелостей.

Заканчивая путешествие и возвращаясь в сегодняшний день, необходимо обратить внимание на красоту и ранимость живой природы, необходимость охраны заповедных островов.

Краткая информация о работе эколого-краеведческого отряда Беляевской средней школы и их шефстве над тропой добавит людям уверенности в будущем.

Очередной этап работы по тропе заключается в обустройстве маршрута: изготовлении и установке аншлагов и указателей, мостков и кладей, организации мест отдыха и выставки работ из природного материала. Одновременно с этим планируется подготовить и издать буклеты по экологической тропе "Раздолье" для посетителей и экскурсоводов.






Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей