0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Коромыслов Е.В.   Вопросы землеустройства в национальном парке «Угра», состояние и проблемы   / /   Природа и история Поугорья. Выпуск 4.     Калуга:   ИЦ «Постскриптум»   -   2006 C. 155-161.


Е.В.Коромыслов


Вопросы землеустройства

в национальном парке «Угра», состояние и проблемы


Национальный парк как государственное учреждение в установленных границах создан на основе трех правоустанавливающих документов: Постановления Законодательного собрания Калужской области №285 от 18.07.1995 г. «О согласовании границ национального парка «Угра»; Постановления Правительства Калужской области №1 от 07.08.1996 г. «О создании национального парка «Угра» в Калужской области» и Постановления Правительства Российской Федерации №148 от 10.02.1997 г. «О создании в Калужской области национального парка «Угра» Федеральной службы лесного хозяйства России». В соответствии с правовыми документами общая площадь парка в утвержденных границах составляет 98623 га.

Территория парка состоит из 6 изолированных массивов, наиболее крупные из которых Угорский и Жиздринский участки, значительно меньше Воротынский участок, Чертово Городище, Морозовское болото и озеро Тишь.

Структура земельного фонда представлена в таблице. Среди всех категорий земель преобладают земли сельскохозяйственного назначения (49,6%) и земли особо охраняемых территорий (45,9%). Сравнительно небольшую площадь занимают земли поселений (4,1%) и другие категории (0,4%).

Таблица

Распределение земель по категориям и угодьям (га) в НП «Угра»

(по состоянию на 01.01.06г.)

Категория

земель

Всего

земель

в том числе

с/х

угодий

из них

приусад.

земель

лесов и дре-весно-

кустарн.

раст-ти

кустарников

болот

под

водой

под

дорогами

под по-

стройками

прочих

пашни

залежи

сенокосы

пастбища

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Земли
сельхозяйственного назначения

48891

27625

15632

118

6692

5183

7

18383

1301

484

351

205

298

237

Земли поселений

4028

2944

431

12

746

1755

433

161

38

11

40

15

332

54

Земли
особо охраняемых
территорий

45248

-

-

-

-

-

-

43922

-

-

1326

-

-

-

Земли
промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения и т.д.

332

79

79

-

-

-

-

-

-

-

-

97

1

155

Другие

124

44

36

-

-

8

2

9

-

8

-

-

59

2

Всего

98623

30692

16178

130

7438

6946

442

62475

1339

503

1717

317

690

448


Земли сельхозназначения – это прежде всего крупные сельхозпроизводители различных организационных форм (КП, КСП, СхП, ТОО, СхТОО, АО, АОЗ, СхАОЗ), а также подсобные с/х предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, коллективные сады. Земли поселений состоят преимущественно из земель, находящихся в ведении сельских администраций и в значительно меньшей степени – поселковых и городских земель. Земли особо охраняемых территорий – это лесные площади и водное зеркало рек Угра и Жиздра.

Распределение по угодьям характеризуется преобладанием лесов и кустарников (64,7%). Много сельскохозяйственных угодий (31,1%), среди которых преобладает пашня. Значительно меньше земель под водой (1,7%) и других угодий (см. табл.1).

Сведения о качественном состоянии земель, такие как наличие и состояние орошаемых и осушенных земель, эрозия, переувлажнение и заболачивание, обеспеченность почв питательными веществами, загрязнение земель радионуклидами, пестицидами, токсикантами, каменистость, закачкаренность и сбитость кормовых угодий, зарастание с/х угодий лесом и кустарником, как следствие нерегулярной обработки почв, на территории парка не обобщались, хотя вышеупомянутые характеристики можно разыскать в различных документах, таких, как проекты внутрихозяйственного землеустройства, оценки земель, материалах почвенных, геоботанических и агрохимических обследований, материалах лесоустройства, научных отчетах, печатных изданиях и т.д.

Государственный контроль за использованием и охраной земель предполагает выявление нарушений земельного законодательства, самовольного занятия земельных участков, а также противоправных действий должностных лиц, повлекших за собой самовольное занятие земель, нерационального использования земель, использования земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, их использования не в соответствии со ст.95 Земельного кодекса РФ и ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», невыполнения обязательных мероприятий по улучшению почв, порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, захламления земель, нарушения сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнения обязательств по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, искажения сведений о состоянии и использовании земель, уклонений от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний, выданных госинспекторами.

Сюда же входит процесс согласований землепользователями землеустроительной и проектной документации с дирекцией парка и Росприроднадзором по Калужской области на соответствие законодательству и нормативным документам и взаимодействие с прокуратурой, судами, судебными приставами, госземинспекторами федерального Агентства кадастра объектов недвижимости и Росприроднадзора, органами местного самоуправления.

Земельный кадастр включает в себя юридическое оформление прав на земельные участки парка, учет количества и качества земельных угодий, их оценку (экономическую, качественную, кадастровую) как локально обособленных участков, так и всей территории парка, а также обеспеченность планово-картографическим материалом и использование геоинформационных систем и технологий.

В Российской Федерации земельный кадастр ведется в соответствии с ФЗ «О государственном земельном кадастре», принятом Госдумой 24.11.1999 г. Естественно, что земельный кадастр, как основа всех остальных кадастров (лесного, водного, градостроительного, особо охраняемых природных территорий и т.д.), на территории парка должен вестись в соответствии с вышеупомянутым ФЗ и другими нормативными документами Правительства РФ, Калужской области, Роснедвижимости, Регистрационной службы с целью его совместимости с общероссийским земельным кадастром.

Оформление прав на территорию в границах парка включает в себя несколько этапов и производится в соответствии с действующим законодательством РФ. Это, прежде всего, Земельный кодекс РФ, федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об особо охраняемых природных территориях», рядом постановлений Правительства РФ и актов федеральных органов исполнительной власти.

Первый этап – это подготовка и оформление правоустанавливающих документов (Постановлений Законодательного собрания, Правительства Калужской области и Правительства Российской Федерации), которые закрепляют за парком территорию в определенных границах (делимитация границ, включающая их описание и картографическое отображение), установленную площадь, виды права, перечень хозяйствующих субъектов в границах парка в разрезе единиц административно-территориального деления.

Второй этап заключается в подготовке землеустроительной документации на все земельные участки в границах парка в соответствии с требованиями к оформлению землеустроительной документации: земельные дела и описания на земельные участки в разрезе административных районов, в границах которых расположены земли парка.

Третий этап – это постановка на кадастровый учет, который может производиться двумя вариантами: или постановкой на учет в каждом административном районе, или как единое землепользование в области с присвоением единого кадастрового номера в нулевом кадастровом районе (для земель, переданных национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование – 45248га).

Для земель, включенных в состав парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации (53375га), учет земель производится как территориальная зона, в пределах которой хозяйствующим субъектам устанавливаются ограничения в использовании земель в соответствии со ст.95 Земельного кодекса РФ и ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых территориях». Заключительным моментом постановки на кадастровый учет является получение выписок В-1-В-6 из ЕГРЗ.

Четвертый этап. На основе полученных выписок в ФГУ ЗКП по Калужской области в Регистрационной службе получаются правоудостоверяющие документы: Свидетельства о регистрации права РФ на земельные участки, указанные в выписках на земли, переданные парку в постоянное (бессрочное) пользование.

Пятый этап. Получение Распоряжения территориального органа Министерства экономического развития РФ о передаче земель в постоянное (бессрочное) пользование ГУ НП «Угра».

Шестой этап. Получение в Регистрационной службе на основе выписок из ЕГРЗ и вышеупомянутого распоряжения свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землями национальным парком.

Постановлением Правительства Калужской области №37 от 26 февраля 2006 г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов, в том числе участков, находящихся в бессрочном (постоянном) пользовании ГУ НП «Угра». Кадастровая стоимость за 1 кв. метр независимо от месторасположения и приуроченности к административному району составила 3 руб. 74 коп. или 1642682800 руб. за все земли парка. Нужно заметить, что материалы кадастровой оценки готовились несколько лет назад, когда рубль имел другой вес.

В настоящее время созрела необходимость пересмотра кадастровой стоимости земель, в связи с чем планируется переоценка земель сельскохозяйственного назначения. Действительно, например, аренда 1 га на территории парка сегодня обойдется арендатору от 1100 руб., что, конечно, не отражает реальной его стоимости, как особо ценных и привлекательных природных участков.

Распоряжением Главы администрации губернатора Калужской области №345-р от 30.05.1996 г. «Об утверждении полигона по мониторингу земель» было законодательно закреплено создание полигона по мониторингу земель в Юхновском районе в районе д. Александровка и д. Колыхманово под эгидой Росземкадастра. В соответствии с целями и задачами организации полигона, изучаются следующие негативные процессы:

  • Распашка земель и ее влияние на физико-химические свойства почв;

  • Ведение сельского хозяйства в пределах водоохраной зоны и прибрежной полосы реки Угры и связанные с ним негативные процессы;

  • Эрозия почв (ежегодные потери гумуса и других питательных веществ);

  • Переувлажнение и заболачивание земель (ухудшение физико-химических свойств почв);

  • Обеспеченность почв питательными веществами (гумус, кислотность, подвижный фосфор, обменный калий, азот, микроэлементы) и ее динамика;

  • Переуплотнение почв, нарушение их водного и воздушного режимов;

  • Подтопление и затопление земель (ухудшение гидрогеологического режима);

  • Техногенное загрязнение, загрязнение земель выбросами транспорта, пестицидами, радионуклидами;

  • Каменистость почв (площадь, объем камней в пахотном слое и их влияние на машинную обработку);

  • Закочкаренность и сбитость кормовых угодий, их воздействие на механизированное сенокошение, типологический состав и загрязненность сорными растениями.

Во втором полугодии 1997 г. на территории полигона в Юхновском районе проведена оценка потенциального плодородия почв.

Среди наиболее актуальных земельных вопросов, связанных с деятельностью национального парка, следует назвать:

  • получение правоудостоверяющих документов,

  • создание автоматизированной системы земельного кадастра территории парка как основы для комплексного кадастра, прежде всего – формирование базы данных, отражающих качественное состояние земель,

  • ведение государственного контроля за использованием и охраной земель, которые в настоящее время практически отсутствуют,

  • создание обновленной планово-картографической основы в бумажном и электронном видах,

  • инвентаризация земель парка и в первую очередь земель, переданных ГУ НП «Угра» без изъятия их из хозяйственной эксплуатации,

  • пересмотр кадастровой стоимости земель и заключение договоров аренды земель.





Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей