0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Алексеенко Н.А.   Атлас НП «Угра» — картографическое произведение нового типа   / /   Природа и история Поугорья. Выпуск 4.     Калуга:   ИЦ «Постскриптум»   -   2006 C. 151-155.


Н.А.Алексеенко


Атлас НП «Угра» – картографическое произведение нового типа


Решение многих насущных задач, в частности разработка мер по сохранению и улучшению географической среды обитания, требует концентрации знаний о местности с представлением их в удобной для обозрения, анализа и обработки форме. Суммирование разнообразных отраслевых знаний необходимо и для подведения определенного итога в изучении разных сторон жизни природы и общества, для установления закономерностей и продвижения географических знаний вплоть до построения прогнозов. Таким высоким запросам наиболее полно может отвечать географический атлас.

Такие картографические произведения, как атласы, не только позволяют оптимизировать управление использования природных ресурсов, их восстановление, охрану, но и способствуют формированию экологической культуры и сознания, экологического образования и воспитания; помогают ликвидировать экологическое невежество, непонимание, неинформированность широкой общественности и тех, кто разрабатывает экономические и научно-технические проекты, связанные с воздействием на окружающую природную среду.

Создаваемый в НП «Угра» атлас, с одной стороны, подводит итог десятилетней научной и практической работы сотрудников парка, а с другой – дает представление о природном, культурном и историческом наследии территории, преследуя при этом несколько целей. Одна из них – показать уникальность конкретного национального парка. Другая – выделить природные и культурные объекты, которые необходимо сохранять. Третья – экологическая пропаганда и просвещение.

Многоцелевое назначение атласа не позволяет точно очертить круг пользователей. В первую очередь, это, безусловно, жители Калужской области: школьники и студенты, краеведы, туристы, возможно, административные работники. В какой-то степени атлас будет использован сотрудниками парка в планировочных и научных целях. Посетители парка из других областей России, возможно, либо сначала (с целью получить ответы на вопросы «Что?» и «Где?»), либо по окончании своих путешествий (для того, чтобы убедиться в увиденном и углубить свои знания) заинтересуются содержанием карт атласа.

В мировой картографии есть такое понятие как «Национальный атлас». Это своеобразная визитная карточка любой страны, где отражены природа, население, экономика, история, культура. Создаваемый атлас в какой-то степени можно отнести к этой категории атласов. Авторы предполагают, что атлас также может стать визитной карточкой, предоставляющей возможность ознакомления со всеми достопримечательностями и особенностями национального парка «Угра» широкому кругу пользователей.

Атлас ориентировочно будет состоять из трех разделов: «Природное наследие», «Историко-культурное наследие» и «Деятельность парка». Первый раздел будут составлять следующие карты: «Особо охраняемые природные территории Калужской области», «Физическая», «Геологическая», «Ландшафтная», «Почвенная», «Климатическая», «Поверхностные воды», «Растительный мир», «Животный мир», «Ценные природные объекты». Во втором разделе предполагаются карты следующих тематик: «Историко-культурное наследие», «Археологическая», «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.». Третий раздел составят карты: «Функциональное зонирование», «Туристкая карта», «Экологические тропы», «Экологическое просвещение», «Биосферный резерват».

Атлас создается уже в начале нового века, а атласы третьего тысячелетия, безусловно, должны отличаться оформлением. Изменилось не только качество полиграфии, но и сами способы подачи информации. Современные технологии позволяют удачно сочетать традиционные картографические и графические материалы с пояснительными, нередко обучающими текстами. Многочисленные фотографии, снабженные информационно емкими текстами, дают возможность визуализировать и прокомментировать изображенные на картах явления. Предполагается, что в атласе некартографическая информация будет занимать до 50% от общего объема. Наличие такого большого объема дополнительных, доступных для понимания широкого круга потребителей сведений сделает атлас произведением многоуровневого использования. Сочетание энциклопедического стиля с научно-популярной формой изложения и красочным оформлением усилит его культурно-просветительскую роль.

Основной масштаб карт атласа 1: 300 000, это обусловлено форматом атласа, с одной стороны, планировкой и размером территории – с другой, т.е. карты на территорию всего национального парка будут выполнены в одном масштабе. В атласе будет также карта на территорию Калужской области, выполненная в более мелком масштабе. Карты экологических троп, наоборот, будут создаваться в более крупном масштабе. В связи с особенностями компоновки – очень много свободного от картографического изображения пространства на листе – карты некоторых тематик будут содержать карты-врезки, также либо более мелкого, либо более крупного масштаба. Для всех карт использована проекция равноугольная поперечно-цилиндрическая Гаусса-Крюгера, но без сетки прямоугольных координат.

Содержание общегеографической основы в достаточной степени должно поддерживать тематику карты и меняться в зависимости от изображаемого явления. В связи с этим в атласе будет использовано несколько вариантов общегеографической основы, даже содержание карт одного раздела будет представлено на разных основах. Так например, основа климатической карты и карты «Поверхностные воды» будет представлена: границами парка, густой гидрологической сетью (изображены реки до 4 порядка), только основными населенными пунктами и дорогами самого высокого класса; а карты растительного и животного мира и «Ценные природные объекты» в своей основе будут содержать еще и контуры древесной растительности, более густую сеть населенных пунктов и дорог.

Изображение соседних территорий весьма неоднозначно в изданных атласах. Традиционная картография допускает различные варианты их представления. Это может быть: 1) полное содержание топографической карты; 2) административные границы, подписи административных и физико-географических областей, гидрографическая сеть и некоторые населенные пункты; 3) бледные фотографии, содержание которых отвечает тематике карты, 4) гипсометрическая карта, 5) отсутствие изображения, т.е. так называемые "висячие" карты, что не всегда приветствовалось классической картографией. В создаваемом атласе будут использованы некоторые из перечисленных вариантов.

Широкий круг пользователей с различным уровнем образовательной подготовки обязывает авторов применять доступные и понятные графические средства для отражения информации. Поэтому значки должны быть, с одной стороны, наглядными и ассоциативными, а с другой – простыми. Цветовые шкалы должны отвечать требованиям логики и гармонии; если это шкалы для количественного показателя, то должна меняться их насыщенность (годовое количество осадков, поверхностный сток), а не цвет; если шкалы отражают качество явления, то цвета должны быть различными, а насыщенность одинаковой (культурные ландшафты или природные ландшафты). Цвет, применяемый на картах также должен быть логичен и ассоциативен: для осадков – голубой, для болотных почв – темно-оливковый, для луговых ландшафтов – зеленый.

Хочется отметить тот факт, что комплексные атласы на особо охраняемую природную территорию любого ранга в нашей стране еще не издавались, атлас национального парка «Угра» станет пионером в этой серии. От комплексного регионального атласа создаваемый атлас отличается, прежде всего, содержанием. Тематический выбор карт связан именно с целями и задачами национального парка: с одной стороны – сохранение уникального культурного и природного наследия, с другой – экопросвещение и экотуризм.

Хочется отдельно остановиться на карте «Экопросвещение». Карты данной тематики не только в изданных картографических произведениях не представлены, не представлены они и в научной литературе. Основная трудность при создании этой карты состояла в отборе информации (под экопросвещением, в первую очередь, понимается деятельность: слеты, походы, лекции, занятия) и в том, что основные места локализации этого явления сосредоточены в нескольких населенных пунктах. Но путем группировки явления в различные классы удалось отразить экопросветительскую деятельность национального парка «Угра». В результате на карте показаны: детские и взрослые эколого-образовательные организации, образовательно-исследовательские коллективы, центры народных промыслов, туристические объединения и т.п.

Элементы наследия и ранее отображались в картографических произведениях, но это, в основном, был показ различных памятников на туристких картах, редких видов растений и животных, например, на картах охраны природы, исторических событий на исторических картах, этно-культурных сведений на этнографических картах и т.п. Практически никогда не картографировалась среда, в которой существовали или существуют представленные на этих картах объекты, и главное, в картах не давалось системного представления о наследии в целом. Многоаспектность содержательной стороны, а также практическая значимость комплексного изучения, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия, восстановления нарушенных ландшафтов, историко-культурной и природной среды существования человека позволяют назвать атлас национального парка «Угра» картографическим произведением нового типа.

И еще один уникальный момент, который тоже позволит назвать создаваемый атлас – атласом нового типа. Карты атласа созданы в результате сотрудничества коллектива национального парка и студентов кафедры картографии и геоинформатики географического факультета МГУ. Кратко процесс работы выглядел следующим образом: специалисты парка разрабатывали тематическое содержание каждой карты и подбирали материалы, студенты накладывали эту информацию на карты, используя полученные в результате обучения знания, затем первоначальный вариант карты корректировался специалистом, вносились изменения. Выбор способов изображения и использование графических средств осуществлялось в основном студентами второго курса, в создании некоторых карт принимали участие студенты старших курсов.

Особо стоит подчеркнуть ценность этой работы именно для процесса обучения. Впервые задания по курсу «Картоведение» студентами карты выполнялись на примере создания карт на реальную территорию, причем территорию, на которой они проходили практику, частично ознакомились и успели полюбить. На личном опыте автор убедился, что в этом случае студенты с гораздо большим энтузиазмом и увлеченностью создают свои первые карты. А осознание того, что их карты могут быть использованы в конкретных целях, позволяет не жалеть дополнительно затраченного внеучебного времени.


Работа выполнена в рамках исследования «Ведущие научные школы» № НШ-8306.2006.5.




Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей