0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Новиков В.П.   К истории создания национального парка «Угра» в Калужской области   / /   Природа и история Поугорья. Выпуск 4.     Калуга:   ИЦ «Постскриптум»   -   2006 C. 8-19.


В. П. Новиков
К истории создания национального парка «Угра» в Калужской области
К 10-летию организации

Принято считать, что впервые идею организации национального парка в долине р. Угры высказал известный ученый-ботаник Алексей Константинович Скворцов. Действительно, это так: в 1980 г. им опу­бликована в журнале «Природа» статья «Река Угра - жемчужина среднерусской природы» [1]. Однако Алексей Константинович гово­рил о целесообразности создания охраняемой природной территории в верхнем течении Угры, главным образом, в границах Смоленской области. Справедливости ради, следует отметить, что в научной ли­тературе печатный призыв о необходимости охраны калужского По-угорья (в статусе ландшафтного заказника) прозвучал лишь 10 лет спустя [2]. Тем не менее в Калужской области реакция на высказанную А.К. Скворцовым идею была почти незамедлительной, чему в немалой степени способствовало празднование в 1980 г. 500-летнего юбилея Великого стояния на Угре. Появились соответствующие обращения уче­ных и представителей общественности в адреса калужских отделений общества охраны природы (ВООП) и памятников истории и культуры (ВООПИК), Всесоюзного географического общества (ВГО), редакций областных газет [3]. При этом указывалось не только на необходимость сохранения природно-культурного наследия Угры, но и на нежелатель­ные последствия создания на реке каскада водохранилищ для забора воды, разработки ряда полезных ископаемых, на увеличивающиеся масштабы сведения лесов и многое другое. Но в те годы в России еще не было национальных парков (первые появились в 1983 г.), и это обстоятельство, по-видимому, стало главным в торможении идей по защите всей Угры.

Новый всплеск инициатив по созданию ООПТ1* в бассейне р. Угры последовал в самом начале 90-х годов, вероятно, на волне зарождавшейся тогда демократии и роста самосознания общества. Вначале в областных СМИ появились сообщения об угрожающих объемах рубок в Галкинском лесу, затем - публикации о необходимости охраны других участков реки, и, наконец, в 1990 г. в Дзержинском районе был создан общественный Комитет по защите Угры, одними из первых членов которого стали Ю.П. Лесик и В.Н. Морозов. В том же году усилиями природоохранной общественности (Н.В. Воронкина и др.) были объявлены памятником природы знаменитые Залидовские луга в правобережной пойме реки, которым угрожало создание крупного карьера по добыче песчано-гравийных смесей. В 1991 г. в бассейне Угры было образовано еще несколько новых памятников регионального значения, в т.ч. «Галкинский лес», болота Морозовское и Беляевское («Батин мох»).

Непосредственным толчком к началу работ по организации нацио­нального парка послужила Программа первоочередных мер по оздоров­лению экологической обстановки в Калужской области в 1991-93 гг., принятая 3-й сессией областного Совета народных депутатов 19.12.1990 г. В этой программе, усилиями тогдашнего председателя Комиссии по во­просам экологии, рационального использования природных ресурсов и сохранению культурного наследия А.К. Бойко, был поставлен вопрос о создании парка. Параллельно коллегией Государственного комитета по охране природы РФ было принято положительное решение по программе создания федеральных ООПТ в Калужской области, утвержденной до этого облисполкомом2". Правда, данной программой, кроме заповедника «Калужские засеки» (образован в 1992 г.), предусматривалась организация двух самостоятельных национальных парков: «Угра» площадью 162 тыс. га, и «Жиздра» — соответственно 50 тыс.га.

В дальнейшем, при поддержке областного Комитета но экологии и рациональному использованию природных ресурсов (председа­тель М.И. Алдушкин), в Экологической службе г. Калуги (директор А.Б. Стрельцов) был образован творческий коллектив из числа специа­листов гг. Калуги и Москвы (А.К. Скворцов. К.В. Пашканг, Н.В. Ворон­кина, Л.П. Паутова и др.), который к середине 1992 г. подготовил научное обоснование организации национального парка «Угра» с участком на

р. Жиздре на территории Юхновского, Износковского, Дзержинского, Перемышльского, Козельского районов и пригородной зоны г. Калуги. Данное обоснование было рассмотрено Малым Советом областного Совета народных депутатов (председатель В.В. Сударенков), который своим Решением № 171 от 17.09.1992 г. объявил территорию органи­зуемого парка зоной предварительного резервирования, определил за­казчиков проекта и дал поручение об организации временной дирекции национального парка. В ориентировочных границах территории для проектирования парка первоначально выделялось два участка: Угорский (от границы с Смоленской областью до железнодорожного моста через р. Угру в районе Калуги) и Жиздринский (вся правобережная часть реки до границы с Тульской областью в пределах Козельского и Перемышльского районов) общей площадью около 245 тыс. га, в т.ч. на землях лесного фонда 127 тыс. га (впоследствии цифра предложенной площади была уточнена проектировщиками и оказалась равной 312 тыс. га).

В начале 1993 г. областной Совет народных депутатов обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой о подготовке проекта организации НП «Угра». Правительство РФ в свою очередь поручило его разработку Рослесхозу (руководитель В.А. Шубин)3, который предложил в качестве исполнителя Российский государственный проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов («Росгипролес», г. Москва). В июле 1993 г. Федеральная служба лесного хозяйства и Администрация Калужской области утвердили техническое задание этому институту на разработку «Схемы организации и развития национального парка «Угра» с участком на р. Жиздра»4. Задание согласовали главы всех районных адми­нистраций и г. Калуги, руководители областного комитета по экологии и управления лесами, управлений культуры и архитектурно-строитель­ного, комитета по земельной реформе. Непосредственными заказчиками проекта от лица Калужской области должны были выступить облкомитет по экологии и управление лесами, но реально финансирование работ из федерального бюджета началось, после долгих ведомственных перипе­тий, через лесное управление по договору, заключенному с институтом «Росгипролес» лишь 21.04.1994 г.

Учитывая сложный характер проектируемой территории, ее освоенность и разобщенность, а также большое количество хозяйствующих Субъектов, осенью 1993 г. Администрация Калужской области (Глам В.А. Дерягин, заместитель Главы B.C. Пахно) пошла на весьма не­ординарный (но как показала практика, более чем оправданный) шаг и своим Постановлением № 220 от 16.09.1993 г. образовала временную Дирекцию национального парка «Угра» (руководитель В.П. Новиков), которая в качестве самостоятельного структурного подразделения при областном Комитете по экологии и природопользованию проработала вплоть до официальной организации парка. В Положении о Дирекции говорилось, что она «создана с целью оперативного решения вопросов организации проектируемого парка, своевременной подготовки, со­гласования и экспертизы учредительной и проектной документации, создания основы для самостоятельного функционирования парка, до изучения его территории, связи с общественностью и властными структурами по проблемам охраны природы и историко-культурного наследия». В качестве основной задачи Дирекции вменялась коор­динация, корректировка и контроль разработки Схемы организации и развития НП «Угра».

Согласно техзаданию, выданному институту «Росгипролес», основ­ным целевым назначением работы по Схеме являлось обоснование гра­ниц, охранной (буферной) зоны (предварительная площадь 120 тыс. га) и состава землепользователей национального парка, разработка функ­ционального зонирования территории, режима природопользования, системы хозяйственных мероприятий и структуры управления, обеспе­чивающих выполнение основных задач парка. Схема должна явиться основным проектно-планировочным документом национального парка, определяющим его идеологию и главные принципы организации на период до 2010 г. Инженерное обследование территории и подготовка картографических материалов предусматривались в масштабе 1:50 000; расчетный срок начала работ - 2 кв. 1993 г., окончания - 2 кв. 1995 г. За­бегая вперед, укажем, что по множеству объективных и субъективных причин, связанных прежде всего с длительностью процедур согласования и принятия административных решений, работы по проекту продол­жались до конца 1997 г. Общий их итог - 7 томов с 18 книгами текста и 7 основных листов картографических материалов:

  • Современное использование территории.
  • Комплексная оценка территории.
  • Научное обоснование (из 8 отдельных карт).
  • Проектный план.
  • Функциональное зонирование.
  • Противопожарное устройство лесов.
  • Сельское хозяйство.

Всю работу по подготовке Схемы возглавил главный инженер проекта Ю.В. Добрушин. Кроме института «Росгипролес» в разработке Схемы организации и развития НП «Угра» приняли участие 9 проектных и научных организаций Москвы и Калуги, в т.ч. МГУ, МГПУ, Российский институт культурного и природного наследия, ЦНИИЭП «Граждансельстрой», Калужский госпедуниверситет.

Безусловно, не могла остаться в стороне от обсуждения важнейших вопросов проектирования и общественность. С этой целью при Дирекции парка был создан общественный Совет национального парка «Угра» (секретарь Л.П. Паутова), в состав которого вошло 35 человек — представители различных областных учреждений и районов, включенных в границы ООПТ, ученые и специалисты природоохранных организаций. Постоянным членом Совета стал также руководитель государственного предприятия «Калужская область — уникальная территория» А. А. Шимин. Эта организация была создана с целью реализации популярной тогда, но, к сожалению, так и не осуществленной идеи, в связи с которой Институтом культурного и природного наследия (директор Ю.А. Веденин, заместитель директора П.М. Шульгин) была разработана специальная Программа сохранения и комплексного использования историко-культурного и природного наследия Калужской области. Эта программа затрагивала, естественно, и территорию проектируемого национального парка. Активно подключились к работе Совета и участники другой государственной программы, выполнявшейся в регионе — «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России» (В.М. Пухов, B.C. Сенцов, А.А. Стефанов и др.).

Одной из главных проблем организации национального парка и первой задачей его проектирования был выбор и обоснование границ будущей ООПТ. Территория парка должна отвечать критериям типичности (репрезентативности) природного и историко-культурного своеобразия региона, отличаться высоким ландшафтно-эстетическим разнообразием, относительной экологической целостностью и сохранностью, включать уникальные и особо ценные в познавательном отношении объекты. В то же время из территории парка должны быть максимально исключены урбанизированные земли, дачные поселения, сильно нарушенные лесные массивы и ландшафты. С первых этапов проектирования и оценки современного состояния территории стало очевидным, что существующие географические и социально-экономические условия не дают возможности руководствоваться бассейновым принципом определения границ ООПТ и исключают варианты включения в ее состав всей площади водосборных бассейнов Угры и Жиздры или даже существенной их части. Таким образом, изначально был определен долинный характер территории парка, в которой основными планировочными осями должны стать названные реки. Одновременно выяснилось, что именно к долинным ландшафтам приурочена основная масса участков и объектов, имеющих особую природоохранную и рекреационную ценность. При этом учитывалось, что реки высокопорядковых бассейнов, обладающие множеством узлов сопряжения главной реки с притоками (естественных фильтрующих систем) и мощным промывным режимом, способны противостоять воздействию различного рода загрязнителей. В результате выявленных ограничений границы парка «привязывались» к основным ландшафтным рубежам, а также к руслам рек, дорогам, опушкам, квартальным просекам и контурам населенных пунктов.

В итоге многочисленных и бурных обсуждений (проходивших, главным образом, на заседаниях Совета парка) более 20 различных предложений по границам и участкам проектируемой ООПТ были разработаны вначале минимально возможный но экологическим критериям (площадь 78,6 тыс. га), а затем оптимальный (112,4 тыс. га) варианты территории парка. Оптимальный вариант границ был окончательно согласован заказчиком лишь в марте 1995 г. Причиной тому — активное противодействие лесхозов, отдельных районных администраций, обществ охотников и рыболовов как созданию парка, так и научно обоснованному определению его границ. В частности, многими из перечисленных организаций, в целях сохранения расчетной лесосеки (которая в то время вырубалась не более чем на 30 %), леса в составе парка предлагалось закрепить лишь в приречных запретных полосах, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, шириной 1 км. Это сокращало общую площадь гослесфонда в парке до 7,5 тыс. га и послужило, в свою очередь, основанием для обращения Калужского управления лесами в Федеральную службу лесного хозяйства с вопросом о целесообразности продолжения и финансирования проектных работ. Дважды при рассмотрении границ парка пришлось прибегнуть к поддержке Комитета но комплексному развитию Законодательного собрания Калужской области (председатель О.В. Савченко) и Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской Академии наук (директор академик А.С. Исаев).

Только в январе 1995 г. Администрацией и Законодательным собранием области в адрес Рослесхоза были направлены подтверждения необходимости продолжения работ по проектированию парка. Однако, несмотря на решение Малого Совета 1992 г. о резервировании земель в границах проектируемой ООПТ и вопреки действующему законода­тельству (Постановление ВСРСФСР №447 от 25.12.1990 г.), на землях гослесфонда интенсивные рубки леса продолжались вплоть до начала апреля 1995 г., пока не появился приказ Калужского управления леса­ми (главный лесничий Л.М. Битков) «О запрещении рубок главного пользования в лесах проектируемого национального парка «Угра». Что же касается лесов на землях сельхозпредприятий, обслуживавших­ся АО «Калугамежхозлес», то лесохозяйственная деятельность в них продолжалась в полном объеме вплоть до официального учреждения парка. Непримиримая позиция данного предприятия и районных властей не позволила и в дальнейшем осуществить даже частичное изъятие этих лесов из эксплуатации. Единственной возможностью сохранения некоторых природных и культурных ландшафтов в про­ектируемых границах национального парка явилась организация новых региональных памятников природы. Так, в 1995 г. этот статус был при­своен уникальному ландшафту долины р. Угры у д. Никола-Ленивец, усадебному парку в с. Плюсково, роднику у д. Пахомово в Дзержинском районе и месту гнездования золотистой щурки у д. Гордиково в Перемышльском районе.

Материалы, послужившие основанием для определения опти­мальных границ парка (14 карт с пояснительными записками), были направлены на экологическую экспертизу Калужского областного комитета по экологии и природопользованию. Однако этому предше­ствовало еще одно уточнение границ парка, касающееся территории охотничье-производствениого участка «Озернинский» в Дзержинском районе, находившегося в ведении Управления охотхозяйства Адми­нистрации области. Значительная часть этого участка, под давлением заинтересованных сторон, была выведена из состава парка. Таким об­разом, на экспертизу были представлены материалы, обосновывающие границы парка на общей площади 105,6 тыс. га. Уточненный вариант территории включал три основных участка: Угорский, Жиздринский, Воротынский, а также четыре обособленных «островных»: Морозовское болото, озеро Тишь, урочище «Чертово городище» и приустьевую часть р. Серены. Положительное заключение экспертной комиссии (пред­седатель И.Н. Горшкова) по материалам, обосновывающим границы «Национального природно-исторического парка «Угра» с участком на р. Жиздра» (первоначальное рабочее название проектируемой терри­тории, измененное затем в связи с появлением Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г.), появилось 26.06.1995 г. В заключении комиссии предлагалось включить земли, не пошедшие в основную территорию парка (согласно Решению Малого Совета 1992 г.), в состав его охранной (буферной) зоны. Практически сразу вслед за этим последовало рассмотрение данного вопроса на за­седании Законодательного собрания Калужской области, которое сво­им Постановлением № 285 от 18.07.1995 г. (заместитель председателя В.Н. Минаков) согласовало границы национального парка «Угра» по предложенным описаниям и схемам.

Следующая стадия проектных работ, в плане получения необходимых учредительных документов, предусматривала подготовку необходимых материалов для утверждения парка на региональном уровне. На этом пути, потребовавшем больших затрат времени, основные трудности возникли в процессе согласования земель коллективных сельхозпред­приятий и других владельцев, включаемых в состав национального парка. Дирекцией парка в адрес каждого хозяйствующего субъекта (более 120 адресатов) и в администрации районов были направлены соответствующие письма с указанием площадей земельных участков и предполагаемого режима их охраны и использования в соответствии с проектом функционального зонирования территории. Общая площадь участков, планировавшихся к изъятию из земель сельхозпредприятий (в основном леса в запретных полосах рек и памятники природы регио­нального значения) составила 8418 га; остальные земли (за исключением участков гослесфонда, передаваемых по распоряжению Рослесхоза) включались в парк без изъятия из хозяйственного использования. Пред­варительные согласования на изъятие земель были получены только в Перемышльском районе. Вместе с тем каждая районная администрация, на основе согласований с руководителями хозяйств, в итоге приняла свое Постановление о включении без изъятия в состав национального парка следующих земельных участков:

  • Дзержинский район (Постановление от 12.10.1995 г.; Глава В.С. Бабурин) - 3 452 га;
  • Бабынинский район (Постановление от 31.10.1995 г.; Глава В.К. Крутиков) - 442 га;
  • Изиосковский район (Постановление от 07.11.1995 г.; Глава М.А. Шувальский) — 3 452 га;
  • Перемышльский район (Постановление от 04.12.1995 г.; Глава Л.С. Громов) — 6 461 га;
  • Юхновский район (Постановление от 05.02.1996 г.; Глава М.В. Ермошин) — 21 440 га;
  • Козельский район (Постановление от 02.04.1996 г.; Глава Ю.Н. Дятлов) - 8 485 га.

    Данные Постановления одновременно закрепили принадлежность земель всех собственников к функциональным зонам парка (главным образом, к зонам охраняемого ландшафта, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей, рекреационной, а в отдельных случаях — к особо охраняемой).

    В итоге процедура согласования и принятия соответствующих решений на районном уровне, несмотря на многочисленные встречи, публикации в газетах, выступления по телевидению, растянулась почти на полгода, что не могло не вызвать серьезной обеспокоенности не только у общественности и заинтересованных природоохранных организаций, но в том числе - у руководства Рослесхоза (в связи с окончанием офи­циальных сроков проектных работ и необходимостью формирования бюджетной заявки на очередной год) и даже Администрации Президента Российской Федерации (письмо в адрес Главы Администрации Калуж­ской области от 20.12.1995 г.).

    Не менее сложной и растянутой по времени оказалась и подго­товка проекта Постановления Администрации области о создании национального парка «Угра». Уже после согласования его главами всех районов и руководителями областных ведомств камнем прет­кновения оказался правовой комитет администрации, потребовавший оформления отдельного землеустроительного дела не только на земли иных пользователей, но и на участки гослесфонда, включаемые в со­став парка. В итоге пришлось добиваться официальных разъяснений и согласования данного постановления в Департаменте заповедного дела Министерства охраны окружающей среды и природных ресур­сов РФ (начальник В.Б. Степаницкий), в Управлении национальных парков Рослесхоза (начальник В.Л. Попов), в Департаменте при­родопользования и экологии Правительства РФ (начальник отдела Г.П. Алексейцев). Долгожданное Постановление новообразованного Правительства Калужской области о создании национального парка «Угра» появилось после его первого заседания за № 1 от 07.08.1996 г. (председатель губернатор О.В. Савченко). По этому документу парк создавался на территории в 101 222 га (цифры неоднократно меня­лись в ходе проектирования из-за пересчета площадей гослесфонда и сельхозпредприятий, а также уточнения границ). Парку предо­ставлялось во владение 46 521 га земель лесного фонда 5 лесхозов управления лесами и Песковского участка Брянского лесничества КЭУ Московского военного округа, а также 1 326 га земель госу­дарственного водного фонда (по р. Угре 776 га и по Жиздре 550 га); 53 375 га земель коллективных сельскохозяйственных предприятий и других землевладельцев включены в состав парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Постановлением также предусматривалось обращение в Правительство РФ с предложением об учреждении национального парка и включение земель лесного и водного фондов в состав федеральной собственности. До принятия данного решения оставался один шаг, но и он растянулся более чем на полгода. Что же происходило в этот период?

    По ходу проектных работ был окончательно установлен режим функциональных зон парка (в частности, скорректированы границы и режим охранных зон монастырей Оптина Пустынь и Казанской Свято-Амвросиевской пустыни в Шамордино), определена его буферная (охранная) зона (46,1 тыс.га), проведены необходимые социально-экономические расчеты, а также приняты технические решения по основным объектам будущей инфраструктуры территории (конторы и кордоны лесничеств, научные стационары, дендропарк и вольерный зоопарк, туристские центры, мотели, кемпинги, турприюты, гостевые дома и пр.). Так, пред­полагалось центральную усадьбу и жилой поселок парка разместить в с. Воротынск, а основную турбазу с гостиницей на 180 мест — на правом берегу р. Выссы у д. Малая Слободка. Понятно, что отсутствие должного финансирования в дальнейшем внесло серьезные коррективы в проектный план.

    В то же время Правительство РФ в начале октября 1996 г. поручило Рослесхозу, Министерствам сельского хозяйства и продовольствия, природных ресурсов, финансов, экономики России, а также Госко­мэкологии, с участием администрации Калужской области, внести согласованные предложения об учреждении национального парка «Угра» на федеральном уровне. В связи с этим началась длительная переписка и согласование проекта Постановления Правительства. Определенные сомнения в необходимости создания нового парка высказало Министерство финансов, ссылаясь на нецелесообразность дополнительных расходов федерального бюджета «в условиях напря­женного исполнения» его доходной части. Долгое время оставалась неясной позиция Министерства обороны в отношении покрытых лесом земель (2 599 га) Песковского участка Брянского военного лесничества на правом берегу р. Жиздры в Козельском районе. Учитывая слож­ность ситуации, Губернатором Калужской области В.В. Сударенковым 18.12.1996 г. было проведено специальное совещание, на котором было принято предложение Рослесхоза (заместитель руководителя Б.К. Филимонов) об участии области в финансировании парка и по­этапном формировании его структуры и штата сотрудников. В этом случае федеральная ООПТ как бы резервировалась для дальнейшего полновесного ее развития. Чтобы спасти ситуацию и добиться при­нятия окончательного постановления о парке, было решено, наряду с предложенной Правительством Калужской области формулировкой, рассмотреть вопрос о включении земель Минобороны в состав ООПТ без изъятия их из хозяйственного использования. Все материалы со­вещания были тотчас же отправлены в Москву, где к этому времени практически завершилась процедура согласования проекта поста­новления о парке. Ждали лишь реакции Минобороны на новое пред­ложение Калужской области. Но она последовала лишь 17.01.1997 г. и была достаточно категоричной - в интересах обороноспособности страны оставить за пределами парка лесной массив, обслуживаемый Песковским участком Брянского военного лесничества. Так терри­тория парка оказалась «разорванной» еще одним «белым пятном» в полосе широколиственных лесов, некогда составлявших Засечную черту Московского государства.

    Тем не менее долгожданное Постановление Правительства Рос­сийской Федерации (Председатель B.C. Черномырдин) было, наконец, принято 10.02.1997 г. за № 148. По этому Постановлению площадь зе­мель лесного фонда, передаваемых парку, сократилась до 43 992 га, но остальные цифры остались без изменения. Постановлением также пред­усматривалось выделение Администрацией Калужской области части средств, необходимых для реализации организационно-технических мероприятий в 1997-2000 гг.

    В последовавшем затем приказе Федеральной службы лесного хо­зяйства (№ 31 от 25.03.1997 г.) в указанный период предусматривалось поэтапное формирование структуры парка «с учетом складывающейся финансовой ситуации». Этапы наметились после тщательного обсуж­дения и взвешивания всех технических и финансовых возможностей в Управлении лесами Калужской области (начальник Л.М. Битков). Было признано целесообразным организовать парк вначале в составе трех лесничеств: Березичского и Оптинского на Жиздринском участке и Беляевского — на Угорском, которым в 1997 г. предстояло принять тех­нику, конторы и лесной фонд у лесхозов. Соответственно планировалась и численность сотрудников лесничеств и дирекции парка. Последующие этапы становления национального парка по проекту предусматривали формирование еще 3-х лесничеств: Угорского, Галкинского (в проектном варианте — Люблинского) и Воротынского. Таким образом, ежегодно, вплоть до 2000 г., парк постепенно расширялся, беря под свой контроль и охрану новые площади, включенные в его границы Постановлением Правительства.

    После процедур согласования кандидатуры директора, подготовки Положения о парке и расчета потребностей для его финансирования 01.07.1997 г. появился приказ Управления лесами. С этой даты и начилось реальное функционирование национального парка «Угра» как государственного учреждения и особо охраняемой природной территории федерального значения. Он стал 32-м по счету парком в России.

    Литература
    1. Скворцов А.К. Река Угра — жемчужина среднерусской природы // Природа. 1980. № 9.
    2. Днепровский А.С., Коромыслов Е.В. К вопросу организации охранной зоны в бассейне реки Угры // Пятая краеведческая конференция Калужской области (тезисы докладов). Обнинск, 1990.
    3. Коромыслов Е. Сохранить уникальные ландшафты // Знамя. 29.10.1980.

    1 ООПТ - особо охраняемая природная территория.

    2 Позднее на основе этого решения НП «Угра» был включен в перечень организуемых в 1994-2005 гг. национальных парков и заповедников, одобренный Распоряжением Правительства РФ № 572-р от 23.04.1994 г.

    3 До 2000 г. национальные парки России находились в ведении Федеральной службы лесного хозяйства.

    4 Название проекта утверждено в соответствии с «Указаниями о составе, порядке разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации на национальные парки» (М., Росгипролес, 1992).



    Скачать.rar



  • Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


    © Авторы статей