0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Котуранов. Л.А.   Реализация информационной толерантности с позиций информационной экологии   / /   Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы XI Всероссийской научной конференции 5-7 апреля 2005 г.     Калуга:   Издательство «Полиграф-Информ»   -   2005 C. 285-288.


РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
С ПОЗИЦИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ

Л.А. Котуранов. Корекозевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Перемышльский район» Калужской области (с. Корекозево)

Современное общество переживает переход от индустриальной к информационной фазе социального развития, отличительными чертами которой являются:

  1. приоритетность информации по сравнению с иными ресурсами социального развития;

  2. лидирующие позиции в экономике отраслей, связанных с информацией и информационными технологиями;

  3. глобальный характер информационных технологий, охватывающий все сферы социальной деятельности человека;

  4. постепенное формирование единства всей человеческой цивилизации.

Вместе с тем всё большую остроту приобретают проблемы, порождаемые процессом перехода к информационному обществу. Это:

  1. взрывной рост количества информации и, как следствие, нарушение баланса между объёмами производимой человечеством информации и способностью человека к её усвоению (приблизительно на шесть порядков, по данным профессора К.С. Лосева);

  2. резкий рост влияния на общество средств массовой информации;

  3. несанкционированное вмешательство информационных технологий в частную жизнь людей и организаций;

  4. трудности адаптации «обычного человека» к условиям жизни в информационном обществе: растущий разрыв между «информационной элитой» (теми, кто профессионально занимается информационными технологиями) и потребителями информации.

Следовательно, возможность доступа, достоверность и способность индивидуума к селекции всё возрастающих объёмов информации становятся лимитирующими факторами, определяющими качество жизни современного человека. При условии сохранения данной тенденции развития общества в будущем, значение вышеназванных факторов будет всё более и более возрастать.

Таким образом, сама логика развития цивилизации привела к необходимости возникновения такого научного направления как «информационная экология» [1], предметом изучения которого является процесс взаимодействия человека и информационной среды. При этом одним из базовых понятий информационной экологии оказывается введенное автором понятие «информационная толерантность» [2, 3], определяемое как широта пределов выносливости субъекта к воздействию информационного фактора среды.

Как уже отмечалось выше, наиболее интенсивное воздействие на современного человека оказывают СМИ, особенно электронные. Поэтому способы реализации информационной толерантности рассматривались автором в процессе исследования влияния масс-медиа на потребностно-мотивационную сферу личности старших школьников. Особого внимания требуют два аспекта этой проблемы.

1. Первый — с позиций психологии: «развитие широкой сети СМИ … привело к изменениям в общественной психологии и в самом способе мышления. Сегодня можно утверждать, что Mass Media участвуют в создании нового типа личности с особой психологией и поведенческими реакциями. Под воздействием средств массовой информации изменяется не только сознание людей, но и их психологические характеристики, свойства, состояния» [4, с. 3].

2. Второй — с позиций информационной экологии: «В условиях динамичных изменений информационной среды, связанной с проникновением информации во все сферы человеческой деятельности, необходимо ставить вопрос о приоритетности нравственных законов и моральной основы на всех этапах взаимодействия человека с информацией, включая как процессы формирования информационной среды, так и процессы формирования культуры восприятия информации» [1, с. 170].

Проведенные авторским коллективом исследования показали, что доминирующим по влиянию на учащихся СМИ является телевидение. Представляя аудио-видеоинформацию, воздействие его наиболее широко (все 100% респондентов смотрят ТВ) и длительно по времени (77% опрошенных проводят перед телеэкраном от 1 до 5 часов в день, а 22% - более 5 часов в день, что превышает учебное время). Одним из основных источников информации его называют 71% респондентов, полностью доверяют информации телеэкрана — 36%, предпочитают телевидение другим видам СМИ - 67% опрошенных.

Исследование проводилось в нескольких возможных типах учебных заведений: сельская и городская школы, сельское и городское профессиональное училище, школа в колонии для несовершеннолетних. Наибольшее внимание было уделено сельским учащимся, так как согласно данным анкетирования, значение (а, следовательно, и влияние) телевидения в жизни сельского школьника выше, чем городского: при стопроцентной аудитории его называют основным источником информации 75% учащихся (в городе — 69%), предпочитают телевидение другим видам СМИ — 76% (в городе — 60%) при значительном преобладании времени просмотра: 33% селян смотрят телевизор более 5 часов в день, в то время как в городе таких учащихся — 11%.

Поскольку взаимосвязь личностных характеристик учащихся со временем просмотра телевидения как одного из показателей интенсивности информационного фактора требовала более детального рассмотрения, при анализе результатов исследования ответы респондентов были поделены на три группы в зависимости от среднего времени просмотра: 1 группа — до 3 часов в день; 2 группа — от 3 до 5 часов в день; 3 группа — более 5 часов в день.

Полученные данные выявили наличие негативной тенденции роста ряда отрицательных показателей с увеличением ежедневного времени просмотра телевидения.

Поскольку наибольшую обеспокоенность в сегодняшнем обществе вызывают падение нравственности и рост девиантных тенденций у подрастающего поколения, уделялось особое внимание исследованию нравственных качеств и склонности к девиантному поведению. В результате было обнаружено, что с увеличением времени просмотра наиболее показательно растёт склонность к аддиктивному и деликвентному поведению (шкала девиантности) и к преодолению установленных норм и правил (шкала негативизма) (определялись по методике склонности к отклоняющемуся поведению, Вологодский центр «Развитие», 1992).

Число опрошенных, превысивших граничные значения данных показателей (ГП) (то есть превышение уровня, являющееся неблагоприятным фактором для личности) по группам составило:

По шкале девиантности: 1-я группа — 27%, 2-я группа — 31%, 3-я группа — 67%;

По шкале негативизма: 1-я группа — 16%, 2-я группа — 30%, 3-я группа — 36%;

Обеспокоенность вызывает и динамика нравственно-значимых показателей. Так, показатели уровня моральных суждений личности (УРМСЛ, Чикалов Н.А., 2000) резко падают с увеличением времени ежедневного телепросмотра: 1-я группа — 27,7 баллов, 2-я группа — 18,8 баллов, 3-я группа — всего 10,3 балла.

О смещении нравственных ориентиров говорит и следующий факт: для многих учащихся ложь является морально допустимой, а число не чувствующих стыда при лжи растёт с увеличением времени просмотра телевидения с 31% до 48%.

Особую обеспокоенность вызывает обилие насилия на телеэкране: при регулярном просмотре боевиков физическое насилие атрибутируется как модель повседневной действительности. Согласно данным тестирования, склонность учащихся к аддиктивному и деликвентному поведению возрастает с увеличением времени просмотра телевидения. Более того, есть основания предполагать, что длительный просмотр агрессивных телепередач напрямую способствует противоправному поведению. Так, опрос учащихся воспитательной колонии (ВК) г. Калуги показал, что среднее время просмотра телевидения до осуждения составляло 5,0 часов в день, и основные телепредпочтения воспитанников ВК — это боевики, фильмы ужасов, передачи на криминальную тему и комедии с Д.Чаном, в то время как в других учебных заведениях среднее время просмотра ТВ — 3,3 часа в день при значительно более широком спектре телепредпочтений. Опрос воспитанников ВК показал также, что 40% респондентов, посмотрев передачу на криминальную тему, имеют возможность научиться способам избежать наказания, а посмотрев боевик или детектив, также 40% узнают из них новые технологии совершения преступления. При этом 67% опрошенных признают, что уголовная среда оказалась совсем не такой, какой её рисовал телеэкран, а 24% отметили, что «в жизни всё намного хуже». Лонгитюдные исследования, проводившиеся американскими психологами на протяжении двадцати двух лет [5, с. 125]., убедительно доказали, что именно влияние телевизионных сцен насилия на сознание детей первично при формировании в дальнейшем агрессивных моделей поведения и даже степени тяжести совершаемых впоследствии преступлений.

Рассматривая полученные в результате наших исследований данные с позиций информационной экологии, автор приходит к следующим выводам:

В экологии одним из необходимых условий устойчивого существования экосистемы является её внутренняя стабильность. При воздействии на человека информационного фактора среды именно толерантность обеспечивает такую стабильность, необходимую для дальнейшего благоприятного существования. Способы реализации информационной толерантности и, соответственно, пути достижения стабильности, весьма различны и находятся в прямой зависимости от уровня духовного и нравственного развития личности.

Следует особо отметить, что сама по себе информационная толерантность в экологическом смысле является понятием вненравственным, как и все иные биологические характеристики организма, подобно анатомическому строению или физиологическим процессам. Только нравственное внутреннее содержание личности наполняет толерантность положительным либо отрицательным социальным смыслом. В отсутствии сформированных внутренних нравственных норм толерантность может обернуться равнодушием, которое в определённых ситуациях способно обеспечить благоприятствование отдельного индивида, но весьма негативно сказывается на уровне социума. Соответственно, только самосовершенствование и внутреннее развитие личности способны обеспечить социально позитивный путь реализации информационной толерантности.

Рассмотрим схему, иллюстрирующую данное положение.


Рис. 1. Схема реализации информационной толерантности


Именно на обеспечении социально позитивного пути реализации информационной толерантности и должно быть сосредоточено внимание всех, кто занимается вопросами воспитания и образования подрастающего поколения.


Литература

1. Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. Информационная экология. М.: Типография Россельхозакадемии, 2000. — 231 с.

2. Котуранов Л.А. Толерантность к информационному фактору среды как эколого-педагогическая проблема // Информационная экология. Материалы семинара «Информационная кампания по пропаганде экологических знаний в информационном обществе». — М.: Высший химический колледж РАН, 2003. — С.81—87.

3. Котуранов Л.А. Толерантность к информационному фактору среды как экологическая проблема. // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы Х Региональной научной конференции. — Калуга: Изд-во «Гриф», 2003. — С.608—612.

4. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. — СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. — 160 с.

5. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. — СПб.: Питер, 2003. — 336 с.




Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей