0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Самарина И.А.   Экологическая тропа как средство формирования экологического сознания школьников   / /   Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы XI Всероссийской научной конференции 5-7 апреля 2005 г.     Калуга:   Издательство «Полиграф-Информ»   -   2005 C. 280-281.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

И.А.Самарина, к.п.н., Калужский областной центр туризма и экскурсий


В настоящее время, несмотря на множество предпринимаемых мер по экологическому воспитанию, уровень экологической культуры как школьников, так и взрослых остается довольно низким. Об этом говорит мусор на берегах рек, в лесу, вдоль дорог, в школьных коридорах, сорванные и брошенные букеты цветов на дороге из леса и т.д.

Эта проблема заставила нас предположить, что, организуя разнообразную работу в районе экологических троп, мы сможем повлиять на уровень экологического сознания школьников.

Целью нашей работы стала разработка форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологической культуры. Перед собой мы ставили следующие задачи:

  1. определить направления исследовательской деятельности в районе экологической тропы;

  2. определить влияние различных форм экологической деятельности на формирование экологической культуры школьников;

  3. разработать буклет-опросник и соответствующие информационные щиты на экологической тропе;

  4. разработать массовые мероприятия экологической направленности в районе экологической тропы.

Работа в районе экологической тропы включает в себя исследовательскую работу, практическую и просветительскую деятельность.

Они составляют три основных этапа в формировании экологической культуры.

Мы разработали программу исследований в районе экологической тропы «В гостях у Природы» по различным направлениям (ботаника, зоология, геология, география, фенология). Часть исследований уже проведено. Исследовательская работа позволяет школьникам овладеть методами научного познания, способствует творческой деятельности, формирует интерес и потребность в исследовании природы. Школьники, занимающиеся исследовательской работой, получают глубокие и прочные знания, осознают то, что они делают и могут применить эти знания на практике. Так, например, изучая насекомых района экологической тропы, ребята не только овладели методикой отлова, сушки насекомых, этикетирования и составления коллекции, но и изучили большое количество специальной литературы, научились работать с определителем. У них появился интерес к самым красивым насекомым, чешуекрылым, который выражается в стремлении не только больше узнать о бабочках, но и сделать их своими руками в творческих мастерских (вышить, нарисовать, сделать из конфетных фантиков). Кроме того, изучение насекомых требует и изучения кормовых растений, мест обитания, воздействия различных факторов на их численность, разработки мер по охране. Поэтому исследовательская работа позволяет лучше понимать взаимосвязи в природе, развивает экологическое мышление и экологическое сознание.

Исследовательская работа дает знания, а экологическая культура основывается на знании. Но это только первый этап в ее формировании.

Есть такая китайская мудрость — «расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать самому — и я пойму». Так вот, второй этап в формировании экологической культуры — практическая деятельность. Очистка старого парка, благоустройство стоянок, оборудование переходных мостиков, борьба с мусором — все это также заставляет школьников задуматься о правильном и целесообразном поведении в природе.

Мы уже назвали 2 этапа в формировании экологической культуры: знания и практика, третий этап«научи другого».

Экологические тропы выполняют многие функции. Важнейшая из них - воспитательная. Школьники не только выполняют определенную исследовательскую работу, но и участвуют в пропаганде экологических знаний среди тех, кто оказался в районе тропы. Информационные щиты, экскурсии, беседы с грибниками, местным населением, отдыхающими, - все это оказывает определенное влияние на сознание людей, заставляет задуматься о правильности своего поведения в природе, повышает экологическую грамотность людей.

Основными формами просветительской деятельности в районе экологической тропы стали экскурсии, экологические слеты и полевые лагеря. Деятельность экологических отрядов школ города освещается в средствах массовой информации.

Ведущей формой учебной и просветительской работы на экологической тропе являются школьные экологические экскурсии.

При проведении экскурсии можно предложить школьникам не только слушать рассказ экскурсовода, но и активно включаться в познавательный процесс. А как заставить думать людей, пришедших на экскурсию? Думаю, что большим подспорьем в этом станет буклет-опросник, выдаваемый группе экскурсантов. Он включает в себя информационный материал по тематике экскурсии и вопросы. Одна группа вопросов направлена на повторение сообщенного на экскурсии материала, другая на то, чтобы самостоятельно добыть знания, используя природный материал и тексты информационных щитов, установленных на тропе, третья — на самостоятельность экологического мышления. Кроме того, каждый буклет-опросник имеет отрывной талон, который заполняется в конце экскурсии и сдается организаторам.

Буклеты-опросники необходимы для того, чтобы:

а) повысить познавательную и творческую активность участников экскурсии;

б) помочь вникнуть в некоторые экологические закономерности и осознать их;

в) выявить эмоциональный фон, возникающий в определённых точках маршрута;

г) получить информацию об участниках тропы;

д) выяснить, что больше всего заинтересовало, и, что не очень понравилось на экскурсии.

Мы разработали такой буклет-опросник, который можно принять за основу при проведении экскурсий по любой экологической тропе, т.е. он включает материал, который может быть применен не только на нашем участке. Ведь такие остановки как «В царстве берендея», «Оглянись назад», «Мир — цветной луг», «Песня русских берез», «Привал путников», «Живая вода» вполне применимы на любой экологической тропе.

Кроме того, маленькая книжечка имеет отрывной талон, который заполняет участник экскурсии на последней остановке. Он включает основные сведения об участнике (ф.и., возраст, школа, класс, город, село), несколько вопросов по организации экскурсии и на понимание экологических закономерностей, эмоциональный фон на каждой станции).




Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей