0
Экологический клуб
 
"STENUS"
 
 
 
Калужский краеведческий Интернет-портал


 
Низовцев В.А., Марченко Н.А., Гравес И.В., Зырянова Е.В., Онищенко М.В.   Социоестественная история Боровского края в учебной экскурсионной работе   / /   Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы XI Всероссийской научной конференции 5-7 апреля 2005 г.     Калуга:   Издательство «Полиграф-Информ»   -   2005 C. 274-277.


СОЦИОЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ БОРОВСКОГО КРАЯ
В УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЕ

В.А. Низовцев, к.г.н., Н.А. Марченко, к.г.н., И.В. Гравес, Е.В. Зырянова, М.В. Онищенко

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова


На географическом факультете МГУ накопился богатый опыт проведения учебных экскурсий со школьниками и студентами по Боровскому краю. Особым видом учебной экскурсионной деятельности являются ландшафтно-исторические экскурсии, направленные на создание целостного представления о территории, выявление особенностей взаимоотношения человека и природы на разных этапах ее освоения. Во время таких экскурсий параллельно освещаются разные аспекты географии и истории конкретной территории, формирование и развитие ландшафтов и деятельность человека в них с момента возникновения первых поселений. В подготовке таких экскурсий участвуют специалисты разных специальностей — ландшафтоведы и экологи, историки и археологи, привлекается самый разнообразный материал.

В ходе ландшафтно-исторических экскурсий непосредственно на местности демонстрируются географические и культурные объекты, и особое внимание уделяется ландшафтно-историческим комплексам (ЛИК), которые являются результатом конкретной хозяйственной и культурной деятельности человека в конкретных ландшафтных условиях, памятью этой деятельности. ЛИК представляет собой целостную систему, включающую как антропогенные, так и природные составляющие. За длительное время существования памятника культуры, истории или археологии, происходит как бы «срастание» его с вмещающей природной средой, как правило, представленной природно-территориальными комплексами низких иерархических уровней. Поэтому на экскурсиях не стоит ограничиваться демонстрацией точечных объектов (храма, усадьбы и т.п.), напротив необходимо обращать внимание на особенности окружающей природы; органичность нахождения этого памятника в данном месте, тем более что во многих случаях выбор места для строительства определялся и природными особенностями.

Среди составных элементов ландшафтно-исторических экскурсий назовем ознакомление с ландшафтной структурой, почвенным покровом территории (если возможно, с заложением и описанием разрезов); выявление вместе с экскурсантами межкомпонентных связей (например, растительности с почвами, горных пород с водным режимом территории); изучение садово-парковых ландшафтов, особенностей строительных традиций и декоративного искусства Руси. Важным методическим моментов является работа с разнообразными картографическими материалами (планы местности, архитектурных сооружений, парков и садов, топографические карты, ландшафтные и экологические карты), возможно включая соревнования по ориентированию на местности. Наряду с современными полезно демонстрировать и картографические произведения прошлого (фрагменты карт Генерального межевания конца XVIII века, военно-топографические карты середины XIX и «двух-трех-верстки» начала XX века), которые показывают не только, что находилось на исследуемой территории в давние времена, но и как «видели землю», что считали на ней важным, наши предки.

Боровский край — веками складывавшееся сочетание густых лесных массивов, небольших городов и тихих деревень, широких просторов полей и речных долин. Не одну тысячу лет по густой паутине местных рек стягивалось население в эту землю. Его города были свидетелями и участниками многих событий российской истории, видевшие на своих полях и польско-литовские войска, и нашествие Наполеона, и полчища фашистов. Эта земля хранит богатейшую историю государства Российского не только в памятниках, но и в своей природе — в типичных среднерусских ландшафтах. Ландшафтные условия территории способствовали ее специфическому хозяйственному освоению. Существовавшее длительное время адаптивное хозяйство обусловило формирование территориальной структуры землепользования, в которой оптимально сочетаются природные особенности территории и хозяйственные потребности населения. Длительная исто­рия взаимодействия человека и природы, складывавшиеся веками формы ведения и территориальная структура хозяйства, обусловили целостность объектов, в настоящее время представляющих собой памятники духовной и материальной культуры, и их природного окружения. Многие ландшафты стали единым целым, гармоничным сочетанием исторических и культурных памятников и окружающей их природы. Они стали своего рода «биографической летописью» хозяйственного освоения территории, исторических событий, происходивших в них, и непосредственно связаны с историей не только своей местности, но и, как правило, всей Центральной России.

Показ именно этого органичного сочетания природного и антропогенного, эстетической привлекательности и хозяйственной целесообразности, создавшего в совокупности культурно-исторический образ национального русского ландшафта, является главной особенностью ландшафтно-исторических экскурсий.

Ландшафтные особенности территории обусловлены, главным образом, ее пограничным положением на стыке нескольких физико-географических районов. Поэтому на относительно небольшой территории встречаются практически все основные типы ландшафтных комплексов, распространенных в Центральной России. Положение на границе междуречных и долинных ландшафтов, большое разнообразие и контрастность природных условий, в свою очередь, определило богатство природно-ресурсного потенциала и возможностей духовного и хозяйственного освоения этой территории. Боровский край может считаться эталоном староосвоенных ландшафтов, где сохранились памятники практически всех основных этапов и видов хозяйственной деятельности.

История освоения Боровской земли насчитывает не одну тысячу лет. Первые, достоверно известные свидетельства обитания в данном районе людей относятся к эпохе мезолита и датируются археологами не ранее 7-6 тыс. до н.э. В Боровском районе известны три стоянки, расположенные южнее д. Маламахово по обоим берегам Исмы, и одна — в с. Рябушки на р. Протве. В этот период начинается процесс освоения долин рек региона. На территории Боровского района многочисленны находки лепной керамики, относящейся к неолитическому времени (около пяти тысяч лет тому назад). Новый этап освоения бассейна Средней Протвы наступил вначале I тысячелетия до н.э. с приходом сюда племен дьяковской культуры (ранний железный век). Поселенческая структура имела ярко выраженный линейный характер, поселения (неукрепленные — селища и укрепленные — городища) располагались цепочкой на мысах и стрелках по долинным зандрам и надпойменным террасам долины Протвы и ее притоков. На р. Протве известными поселениями железного века являются Боровск, Высокое, Кривское и др., а также в районе Сатинского полигона у д. Маламахово по левому брегу Исмы. Судя по всему, долина р. Протвы являлась одним из наиболее густонаселенных районов Центра Русской равнины того времени.

В X-XII вв. происходила интенсивная колонизация этого края, славянскими племенами вятичей и отчасти кривичей. Несколько столетий Протва была порубежной рекой между Смоленским, Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами. В XII в. верхняя часть Протвинского бассейна, включая территорию Сатинского полигона, принадлежала Смоленскому княжеству, а нижняя — Черниговскому. В это время здесь сложилась довольно густая сеть поселений: селища Беницы, Совьяки, Рябушки, Роща, Кривское и др., были и укрепленные поселения — городища в Боровске, Маламахово и Отяково. Самым известным из них является славянское поселение Беницы, упоминаемое в летописях за 1156 г. как административный центр смоленский князей. Местное население, а кроме славян-вятичей на этой земле проживали также представители балтского племени голядь, вело комплексное хозяйство и занималось земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством и ремеслами. Археологическими памятниками вятичей этого периода на территории Сатинского полигона являются селище в д. Сатино на правом берегу на I надпойменной террасе р. Протвы и курганная группа (три курганных могильника), расположенная также на I надпойменной террасе на левом берегу р. Протвы в районе Рыжковского кладбища. Эти курганы свидетельствуют, что участок надпойменной террасы в то время распахивался, так как вятичи, по обычаю своего времени, устраивали свое кладбище на дальнем конце поля, на границе с лесом. Возможно, что это и было кладбище поселения, располагавшегося выше по склону террасоувала. Уже тогда на месте коренных лесов в долинных и долинно-зандровых ландшафтных комплексах возникают массивы вторичных мелколиственных лесов и локализуются очаги более глубокого воздействия на ПТК, в которых появляются необратимые изменения, захватывающие почву и литогенную основу. Возникают и первые антропогенно-производные комплексы - селитебные и пахотные.

После монголо-татарского нашествия территория бассейна Протвы входит в сферу влияния Рязанского княжества, а с в первой половине XIV в. р. Протва становится опять пограничной между Московским и Рязанским княжествами. В середине XIV в. Боровские земли вошли в Серпуховский удел, выделенный московским князем Иваном Калитой своему младшему сыну Андрею (ум. 1353 г.) и составили Серпуховско-Боровское княжество, просуществовавшее до 1456 г., когда Боровск и его земли окончательно вошли в состав Московского княжества. А последним Боровским князем был Владимир Андреевич Старицкий, казненный Иваном Грозным в 1569 г. Длительное время Боровск был одним из важнейших пограничных городов Московского государства. Впервые Боровск упоминается в Духовной грамоте великого князя Московского Ивана II Красного, хотя исторические факты свидетельствуют о более раннем его происхождении. Свое название город получил, видимо, от могучего соснового леса, раскинувшегося по надпойменным террасам и долинному зандру левого берега Протвы в его окрестностях. Так как Боровск был важным военно-оборонительным пунктом Московского государства, имеющим особое стратегическое значение, то естественно город обладал и мощной крепостью. Из исторических источников известно строение деревянной крепости - «города», построенной в конце XVI века на высоком правом берегу Протвы на насыпном холме (топографически занимающем останец высокого долинного зандра), круто обрывающемся к реке. Река и крутые откосы защищали крепость с севера и востока, с юга с незащищенной стороны крепость был опоясан земляным валом и рвом, а с запада тянулся глубокий овраг. В 1634 г. крепость сгорела и больше она не восстанавливалась, так как к этому времени утратила свое оборонительное назначение. Дело в том, что рядом с городом уже стояла первоклассная средневековая каменная крепость - Пафнутьев-Боровский монастырь.

Еще в 1410 г. в Боровске был основан свой Высоковский монастырь, названный так по имени пригородного села Высоково. Сейчас на этом месте стоит деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (конец XVII в.), Надо сказать, что отсюда открывается изумительный вид на город. Одним из монахов Высоковского монастыря был Пафнутий (1394-1477 гг.), внук боровского татарского сборщика дани, принявшего христианство. Почти двадцать лет Пафнутий был игуменом (настоятелем) этого монастыря. На рубеже XIX и XX вв. у алтарной части Покровского собора на месте захоронения родителей преподобного Пафнутия была построена каменная часовня. В 1444 году Пафнутий ушел из Высоковского монастыря и поселился на другом берегу Протвы, у впадения в него речки Истерьмы рядом с селением Роща. Здесь им и был основан новый монастырь - Рождественский (Рождества Пресвятой Богородицы), или, как его сейчас называют, Пафнутьев-Боровский монастырь. В 1467 г. был сооружен каменный храм Рождества Богородицы, который расписали знаменитые русские живописцы Дионисий и Митрофаний. Роспись этого храма настолько удалась, что вызвала восхищение не только у местных монахов и жителей, но и великого князя Московского Ивана Васильевича, который и вызвал Дионисия расписывать только отстроенный Успенский собор в Кремле. После преставления в 1479 г. преподобный Пафнутий был погребен в этом соборе у южного портала. В XVI в. Пафнутий был причислен к лику общерусских святых. К сожалению, этот храм не уцелел: в конце XVI века здание из-за ветхости было разобрано, а на его месте был построен новый, сохранившийся до настоящего времени.

Монастырь пользовался покровительством российских правителей: великих князей и царской семьи. Поэтому он имел возможность вести каменное строительство. В 1919 г. монастырь был закрыт, а с 1991 г. он был возвращен Русской православной церкви.

Пафнутьев-Боровский монастырь - это памятник древнерусского оборонительного зодчества и прекрасный образец русского культурно-исторического ландшафта. Монастырь гармонично вписан в окружающую природную среду. Особенно живописно смотрится монастырь с северо-западной стороны с высокого берега Истерьмы в окружении полей и лугов, рощ и селений. К северным и западным стенам монастыря почти вплотную подходят искусственные пруды, устроенные на Истерьме и долгое время служившие, наряду с широким насыпным валом, дополнительным защитным поясом крепости. Сейчас вал занят прогулочной липовой аллеей.

Крепостные сооружения монастыря возводились в XVI-XVII вв. С того времени сохранился редкий памятник жилого и хозяйственного строительства Погребной корпус, сооруженный, по-видимому, в начале XVI в. С именем монастыря связано много славных страниц в Русской истории. В «Смутное время» под руководством царского воеводы князя М.К. Волконского боровчане в течение 10 дней мужественно отражали все атаки войска самозванца Лжедмитрия II. Однако в результате измены врагу удалось ворваться в монастырь через Входную башню (с тех пор в народе ее называют «башней измены»). Долго шла битва на стенах и внутри монастыря. В этой битве, как указывает летописец, погибло 12 тыс. человек. Монастырь был ограблен, сожжен, а стены и башни разрушены. Восстановить его удалось только в 30-х годах XVII в. В память этого события в 1777 г. городу Боровску был дан герб. На серебряном щите изображено сердце, внутри которого золотой крест. Все это окаймлено зеленым лавровым венком.

Со второй половины XVII в. Боровск становится одним из центров русского старообрядчества. Дважды ссылался и находился в заключении в Пафнутьев-Боровском монастыре один из основоположников раскола протопоп Аввакум. Однако у местных жителей Аввакум и его учение стало пользоваться такой большой популярностью, что его по распоряжению царя увезли отсюда. В Боровском девичьем Рождественском монастыре, а затем в остроге в воеводской земляной тюрьме, расположенной на городище содержались известными почитательницами Аввакума сестры Соковнины - боярыня Феодосия Мороза и княгиня Евдокия Урусова. От лишений и голода они скончались в этой земляной тюрьме. Сейчас на месте их заключения стоит памятный крест и строится часовня. До нашего времени в городе сохранилось два старообрядческих Покровских собора (первой и второй общины), построенных, соответственно, в 1913 и 1914 гг.

Не обошли стороной Боровск и такие важные события в жизни страны, как Отечественная война 1812 г. В Боровском уезде успешно против французов действовали партизанские отряды. Когда Наполеон был вынужден оставить Москву то он направился на юг в Боровск, где у него была временная ставка, и далее в Малоярославец - где и произошло решающее сражение, в результате которого он был вынужден повернуть обратно на Боровск и далее на старую Смоленскую дорогу. Во время битвы за Малоярославец ставка Наполеона находилась в деревне Городня. Именно на этой дороге 14 октября, когда Наполеон из Городни направился в Малоярославец, он чуть ли не был захвачен в плен казаками атамана Платова. Наполеон, оставив обоз, вместе с маршалом Неем и генералом Коленкуром чудом вырвался из окружения.

С конца XVIII в. развитие города осуществлялось по регулярному плану застройки. Однако при этом застройка производилась с учетом сложных географических условий, без коренной перестройке сложившейся городской структуры. В XIX в. Боровск стал вторым городом в Калужской губернии после самой Калуги и поражал современников необычайной живописностью. Да и к настоящему времени практически сохранился

С Боровской землей связана жизнь и деятельность таких замечательных соотечественников, как герой Куликовской битвы князь Владимир Храбрый, преподобный Пафнутий Боровский, художник И.М. Прянишников, выдающийся флотоводец, адмирал Д.Н. Сенявин, математик П.Л. Чебышев, врач Ф.И. Иноземцев. Двенадцать лет жизни основоположника научной и практической космонавтики К.Э. Циолковского связаны с г. Боровском, где он работал в уездном училище. В этом же училище некоторое время преподавал географию и историю выдающийся философ Н.Ф. Федоров.

Среди основных посещаемых пунктов вне Боровского района — Калуга, Малоярославец, Полотнянный Завод. Такие экскурсии проводятся уже несколько лет для студентов Московского государственного университета и подшефных школ. Для их проведения разработан специальный картографический материал, текстовое и иллюстративное сопровождение и методический аппарат. Опыт проведения ландшафтно-исторических экскурсий показал их большую эффективность и привлекательность. Кроме обучающейся молодежи, они могут быть интересны и для широких масс туристов.




Скачать.rar



Сайт создан при поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА проект № 09-06-59610 а/Ц "Создание экологического Интернет-портала, как регионального компонента экологического образования"; № 10-06-59629 а/Ц"Создание региональной экологической Интернет-библиотеки"


© Авторы статей